Пасха Христова

Я не очень привыкла к тому, что церковные праздники стали всенародными. В моем сознательном детстве это был бабушкин праздник, а мы все пользовались его плодами. Мама пекла куличи, бабушка красила яйца, отец делал пасху. За красиво накрытый стол садились с утра. Бабушка с бабой Маней приходили с крестного хода, отдыхали, а утром нам давали по кусочку освященного крутого яичка, что я не очень любила. А потом можно было есть вкусное! Этим вкусным были не только пасхальные блюда, но и что-нибудь дефицитное, что удалось достать - красная или черная икра, сырокопченая колбаса или обожаемый нами пуще всего, прибалтийский плавленный сыр Виола. Купить кулич в магазине было нельзя, возможно продавали церкви и монастыри, но у нас в семье пекли сами и я ничего другого не знаю. Помню бабушкин узелок с куличом, который она несла святить: на тарелке кулич, покрытый белковой глазурь. Вокруг него разложены крашеные яйца, под тарелкой чистый белый русский платок с цветами, который связывали концами поверх кулича и в узел вставляли искусственный цветок.. Бабушка надевала лучшее платье и платок, а баба Маня, которая жила с нами и я видела больше подробностей про ее сборы в церковь, отглаживала до скрипучих складок или полной красоты все детали надеваемого туалета, за исключением простых чулок (не все и помнят, наверное, что так называли хлопчатобумажные коричневые чулки в резинку)
Сегодняшняя Москва празднует Пасху широко и не совсем традиционно. Все поздравляют друг друга в сетях и гаджетах - и с чистым четвергом, и с Благовещеньем, и с самими светлым праздником. Службу транслируют по основным каналам центрального телевидения и у меня складывается ощущения, что мы всей страной участвуем в каком-то грандиозном шоу.
За время умолчания церкви и всего, что с ней связано в стране сложилась традиция на Пасху ездить на кладбище и ухаживать за могилами. Истинно верующие утверждали, что этого делать не надо и даже нельзя, но простой народ считал иначе и кладбища после Пасхи преображались - могилы стояли вычищены и разряжены, а люди, пообщавшись со своим прошлым, приезжали домой с чувством хорошо исполненного долга.
Нынешняя весна сделала поездку на кладбище бессмысленной, во всяком случае в московском регионе. Поистине мартовский снег, рыхлый, с обильной подводной частью лежит своевольно везде, где горячие лучи апрельского солнца не касаются его напрямую. А оттаявшие проталины настолько полны водой, что ни ходить по ним, ни убирать их пока еще невозможно. Поэтому люди оказались без привычного дела и просто пошли гулять!
Меня позвала гулять внучка. Это не слишком ожиданное приглашение я приняла с удовольствием - альтернативой был поход на выставку Верещагина, но погода голосовала за просто улицу!
И в зоне отдыха Тропарево, на этом самом апрельском солнце, в окружении таких же праздно гуляющих детей и взрослых мы с удовольствием впитывали и весенний дух, наверное ту самую благодать, которая разлилась в воздухе после звона колоколов крестного хода и утренней службы. Сашке очень хотелось выйти на пруд, лед на котором еще не вскрылся, но я перестраховалась и не пустила, хотя два упертых рыбака еще сидели и ловили рыбу. Тем не менее, Сашка с Кирой налазались по своим любимым веревкам, находились по рыхлому снегу, наворчались, когда я их заставляла закрывать горло от ветра и через полтора часа запросились домой. К вкусной еде, бабушкиным и покупным куличам и своим, девчачьим занятиям, в которые взрослым влезать  незачем!
Светлого праздника, всем, кому он дорог!
 

Комментарии

Отправить комментарий