Комсомольцы беспокойные сердца

В школьной юности я совершенно искренне верила в молодежные организации. И в пионеров и в комсомольцев. Октябрята проскочили как-то незаметно - все ходили со звездочками и ничего другого я про них не помню.
Перед приемом в пионеры был священный трепет. Нас возили в музей Ленина, мы учили клятву и каждый ее читал вслух как присягу и мы учились завязывать галстук. Дальнейшая пионерская жизнь была связана  с нашим учителем физкультуры, Сей Сеичем, который всю школу водил в турпоходы и там нас обучали разжигать костры, готовить на них суп и кашу и ставить палатки. Всех, начиная с пятого класса, без исключения, весной и осенью.
А в комсомол принимала в два приема - типа сначала самых достойных, а потом всех остальных. И в достойных попасть хотелось! Такова человеческая природа и наследие дефицита тех лет - если где-то что-то в очередь, то лучше бы стать в нее пораньше, а то вдруг не достанется? Меня приняли среди достойных, как действующего члена Совета дружины (было и такое!). И я помню слезы мальчишек-одноклассников, которые из-за двоек не попали в общий прием в комсомол! А когда пришла на первый курс в институт из всей группы человек в 30 у нас был один не комсомолец - самый умный, красивый и талантливый, уже тогда сильно пьющий Сашка Золотов. Он и ушел из жизни чуть за пятьдесят и на похороны его пришли человек 10 из группы
А я действительно в школьные годы чувствовала ответственность и за свое поведение среди людей и за поведение одноклассников. И хотелось, чтобы класс прошел лучше всех на смотре строя, посвященном дню победы или наши мальчишки обыграли всю школу в хоккей.
Были ли эти желания и чувства связанны с коммунистическим союзом? Кто ж его знает, другого-то не было! К тому же мы были воспитаны на фильмах и книгах, полных революционной романтики и хотелось быть достойными тех прекрасных и молодых, погибших за новую жизнь. Я очень хорошо помню как мы пели на конкурсе песни в 10 классе(!), всем классом песню из фильма "Неуловимые мстители" "Не печалься о сыне злую долю кляня..."
Мои одноклассники, и парни и девчонки, из не самой простой по составу школы на Ленинском проспекте. У нас учились дети журналистов и дипломатов, и правительственных особ и даже иностранцы из дружественной Германской Демократической республики. Так вот до чих пор помню ком в горле, через который приходилось петь, уж очень единый получался порыв. Особенно после стихотворения "Нас водила молодость в сабельный поход", которое великолепно читала будущая профессиональная спортсменка Мила Фролова. И ведь никто нас не заставлял выбирать такую песню!
Но к моменту окончания школы мой революционный пыл поубавился. Вся беда в том, что весь тот комсомол я принимала всерьез! И на голубом глазу считала, что комсомольцу стыдно быть плохим человеком, что он должен себя перевоспитать! Чтобы быть достойным! ( как мне много позже сказали одноклассники  - хороший ты была тогда человек, Ленка, да уж больно идейная!)
Так вот эта идейность к окончанию школы с меня сползла. И я пришла к убеждению, с которым и сегодня не расстаюсь, что моральным критериям нужно соответствовать не потому, что ты хочешь быть пионером, комсомольцем, директором или президентом, а просто потому, что ты человек и должен звучать гордо.
И все же, все же, все же...
Жалею ли я о тех комсомольских годах и небольших, но важных для нас делах, которые мы делали стенгазеты, вечера, спортивные соревнования? Да, нет, конечно! Молодость была прекрасна и не слишком политически окрашена, к счастью! Вокруг нас были мудрые учителя, которые эти политические акценты не слишком педалировали и не требовали от нас никаких гнусностей. Так что наш комсомол был нашей молодостью, а не смыслом жизни или карьерой. И я с чистым сердцем могу говорить: "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!", где главным является вторая часть предложения. С праздником, беспокойные сердца!


 

Комментарии