О Пушкине и русской душе
Нет, я не собираюсь давать никаких определений русской душе, а хочу поговорить о тех ситуациях где она, как мне кажется, вылезает на свет божий. Словосочетание русская душа нынче используют редко, как-будто бы стесняясь обидеть очередные малые или большие народы. Но слова может и нет, а душа-то куда денется?
Ансамбль русских народных инструментов имени Осипова наверняка любит не каждый гражданин нашей необъятной Родины. Оркестр то вроде как практически симфонический, но инструменты весьма специфические - домры вместо скрипок, балалайки вместо виолончелей и контрабасов, какие-то странные духовые -рожки и сопелки, баяны и гусли. Ну, ударные они у всех общие, хотя здесь предпочтение отдается ложкам, скрипелкам и трещоткам. И играют невесть что - русские народные, плясовые, хороводные. За столом такую песню не споешь - голос нужен и слова надо знать. Плясать русскую и вовсе никто не умеет. Даже среди моих ровесников таких умельцев было не много. Современную музыку на таких инструментах не вдруг представишь. Анахронизм, да и только!
В концертной программе ансамбля была заявлена музыка из кинофильмов. И первое отделение полностью подтверждало мои мысли об уходящей натуре. Ну, кто из моих ровесников не растрогается под Калину красную или музыку из фильма Кубанские казаки? Такие ностальгические слезы в горле возникают не из-за самой музыки, а скорее тех воспоминаний, которые она провоцирует. Про мамину страсть смотреть кинофильмы военных лет. Других не было, а эти помогали жить и верить, что все образуется, перемелется и будет распрекрасно! Про отцовскую гитару и песни не только из кино - их пели реже, а чаще из тогдашнего радио и далекого детства. Ибо дед мой, Федор Александрович, будучи простым мастером на ткацкой фабрике в Иваново, играл на скрипке и виолончели и по субботам вся семья пела хором, а детей с раннего детства ставили в "голоса". От того и папа мог петь и первый и второй, а то и третий голос и все русские оперы знал наизусть. Короче говоря, целый час душа моя смеялась и рыдала вслед за гуслями и балалайками. Когда-то во времена СССР я ехала в поезде из командировки из города Константиновка Донецкой области и хохлушки с нижних сидений говорили о разнице в русской и украинской песне. Что, мол, русская жалистная и грубоватая, а украинская - нежная и мелодичная. На мой взгляд это были разные грани одного стакана, поскольку и те и другие отличает широта и напевность, и обязательно история про любовь. Уж к кому - девушке, матери или речкам с березками дело десятое. И про Пушкина мне вспомнилось от того, что его, арапа в анамнезе, называет нашим все весь славянский мир, поскольку и в его стихах и поэмах и прозе все это есть и жалистность и нежность и мелодичность и любовь ко всему перечисленному. Во всяком случае, все что он писал
ложится на душу так же,
как русские песни.
Так, ностальгируя и растекаясь от воспоминаний, я думала о том, что да, конечно на сцене профессионалы, что оркестр звучит и за душу берет, но все это там, далеко, в памяти и с современной действительностью ничего общего не имеет. К тому же, недели две назад по Культуре прошел проект Четыре на Четыре, в котором участвовали квартеты и народных инструментов тоже, и звучали они совсем иначе!
А во втором они заиграли зарубежную музыку кино! И для меня исчезли инструменты и осталась только музыка! И добил окончательно саундтрек из фильма Высокий блондин в черном ботинке, где солировал совершенно очаровательный духовик то ли на рожке, то ли на сопелке, я, если честно, просто забыла на чем точно. Пока не нашла запись Осиповцев в интернете, но, уверяю вас, он звучит совершенно не так как здесь, где дирижирует сам композитор. https://www.youtube.com/watch?v=eY7V3ZQ В ней разливалась та самая русская душа, которую наколдовали домры с гуслями и балалайками!
А в воскресенье, на юбилее у двоюродной сестры пели песни. И Груня с Надей, дочери моей боевой тетушки, прошедшей с боями почти всю Великую отечественную, а потом всю жизнь прожившую на конном заводе под Луганском, пели на два голоса украинские песни, которые они знали с детства, и которые бабушка и мама приучили их петь на два голоса. А мы как могли подпевали и радовались от всей нашей русской души!
Ансамбль русских народных инструментов имени Осипова наверняка любит не каждый гражданин нашей необъятной Родины. Оркестр то вроде как практически симфонический, но инструменты весьма специфические - домры вместо скрипок, балалайки вместо виолончелей и контрабасов, какие-то странные духовые -рожки и сопелки, баяны и гусли. Ну, ударные они у всех общие, хотя здесь предпочтение отдается ложкам, скрипелкам и трещоткам. И играют невесть что - русские народные, плясовые, хороводные. За столом такую песню не споешь - голос нужен и слова надо знать. Плясать русскую и вовсе никто не умеет. Даже среди моих ровесников таких умельцев было не много. Современную музыку на таких инструментах не вдруг представишь. Анахронизм, да и только!
В концертной программе ансамбля была заявлена музыка из кинофильмов. И первое отделение полностью подтверждало мои мысли об уходящей натуре. Ну, кто из моих ровесников не растрогается под Калину красную или музыку из фильма Кубанские казаки? Такие ностальгические слезы в горле возникают не из-за самой музыки, а скорее тех воспоминаний, которые она провоцирует. Про мамину страсть смотреть кинофильмы военных лет. Других не было, а эти помогали жить и верить, что все образуется, перемелется и будет распрекрасно! Про отцовскую гитару и песни не только из кино - их пели реже, а чаще из тогдашнего радио и далекого детства. Ибо дед мой, Федор Александрович, будучи простым мастером на ткацкой фабрике в Иваново, играл на скрипке и виолончели и по субботам вся семья пела хором, а детей с раннего детства ставили в "голоса". От того и папа мог петь и первый и второй, а то и третий голос и все русские оперы знал наизусть. Короче говоря, целый час душа моя смеялась и рыдала вслед за гуслями и балалайками. Когда-то во времена СССР я ехала в поезде из командировки из города Константиновка Донецкой области и хохлушки с нижних сидений говорили о разнице в русской и украинской песне. Что, мол, русская жалистная и грубоватая, а украинская - нежная и мелодичная. На мой взгляд это были разные грани одного стакана, поскольку и те и другие отличает широта и напевность, и обязательно история про любовь. Уж к кому - девушке, матери или речкам с березками дело десятое. И про Пушкина мне вспомнилось от того, что его, арапа в анамнезе, называет нашим все весь славянский мир, поскольку и в его стихах и поэмах и прозе все это есть и жалистность и нежность и мелодичность и любовь ко всему перечисленному. Во всяком случае, все что он писал
ложится на душу так же,
как русские песни.
Так, ностальгируя и растекаясь от воспоминаний, я думала о том, что да, конечно на сцене профессионалы, что оркестр звучит и за душу берет, но все это там, далеко, в памяти и с современной действительностью ничего общего не имеет. К тому же, недели две назад по Культуре прошел проект Четыре на Четыре, в котором участвовали квартеты и народных инструментов тоже, и звучали они совсем иначе!
А во втором они заиграли зарубежную музыку кино! И для меня исчезли инструменты и осталась только музыка! И добил окончательно саундтрек из фильма Высокий блондин в черном ботинке, где солировал совершенно очаровательный духовик то ли на рожке, то ли на сопелке, я, если честно, просто забыла на чем точно. Пока не нашла запись Осиповцев в интернете, но, уверяю вас, он звучит совершенно не так как здесь, где дирижирует сам композитор. https://www.youtube.com/watch?v=eY7V3ZQ В ней разливалась та самая русская душа, которую наколдовали домры с гуслями и балалайками!
А в воскресенье, на юбилее у двоюродной сестры пели песни. И Груня с Надей, дочери моей боевой тетушки, прошедшей с боями почти всю Великую отечественную, а потом всю жизнь прожившую на конном заводе под Луганском, пели на два голоса украинские песни, которые они знали с детства, и которые бабушка и мама приучили их петь на два голоса. А мы как могли подпевали и радовались от всей нашей русской души!
Комментарии
Отправить комментарий