Планета Селигер, база ГЕОХИ


Подготовка сезона на новом месте шла целый учебный год. С одной стороны выправляли бумаги на аренду площади под базу в Осташкове. Это означало командировки, встречи с чиновниками партийными и хозяйственными, оформление договоров и принятие решений. С другой стороны надо было тупо обустроить базу чем-то, чтобы люди приехали и могли там жить. Безусловно, помогло в этом всем то, что институт был на половину геологическим, люди ездили в поле и, значит на балансе были палатки, спальники и прочее снаряжение. Но самым главным завоеванием этого подготовительного периода, на мой взгляд, было создание при месткоме института рабочей группы, которая была названа лагерный совет. Там было все по-людски, казначей, закупщик, распределитель путевой и главный - директор -распорядитель.  И все они занимались делами Селигера на общественных началах. Без зарплаты, без внешних понуканий и призывов, а исключительно по велению души.
Штат, который работал в лагере на летний сезон оформлялся в командировку, и получал соответствующие деньги. Местком выделял деньги на некоторые лагерные нужды. и путевки для сотрудников лагеря были дотационными. При этом питание и бензин закупали на деньги, собранные от продажи путевок.
На первых листиках-путевках, размноженных на тогдашних копировальных машинках в типографии то ли института, то ли РАН, было написано примерно так: название: Спортивно-оздоровительная и природо-охранительная база ГЕОХИ, затем были ФИО того, кому давали путевку, срок ее действия в формате, кратном 12 дням, а ниже список того, что человек должен с собой привезти. В начальном варианте это были кружка-миска-ложка-ножик, а потом, после того как прибыло несколько дам и барышень в туфлях на каблуках с чемоданчиками, появилась приписка про спортивную одежду.
С самого начала база была ориентирована на самообслуживание. Заготовка дров для печки, заполнение кухонной цистерны с водой, приготовление пищи, мытье посуды и общественной и собственной - все это делали люди, которые на ней жили. Кроме того, по договору с осташковским комитетом то ли охраны природы, то ли туризма, институт брал на себя обязательства мониторинга состава селигерской воды. Ну, и еще иногда отдыхающих привлекали к работам по очистке леса - пилили поваленные деревья и таскали в указанное лесником место, или к каким-то полевым работам в районе Картуни. Там тогда были поля, на которых росло что-то культурное.
Что же получали отдыхающие, кроме окружающей красоты и природных благ? Жилье, питание, лодку или байдарку, катание на водных лыжах, а потом и серфах. И еще в лагере всегда были врачи или медсестры из числа отдыхающих.
Дополнительными хозяйственными бонусами были алюминиевые тазы для варки варенья (сахар свой!),  которые выдавала кастелянша вместе с матрацами, одеялами и постельным бельем. А муку и растительное масло, чтобы поджарить пойманную рыбку, можно было взять у завхоза, который выдавал продукты и эти расходы планировали заранее при закупке продуктов.
Еще, практически с первого года существования базы, были расчищены волейбольная и бадминтоновская площадки, и под навесом стоял стол для настольного тенниса.
На базе существовал Распорядок дня с указанием времени еды и отдыха, поскольку после обеда был тихий час и после 11ночи устраивать оргии не рекомендовалось.
Про снабжение базы продуктами можно писать и сагу, и ужастик и приключенческую повесть, поскольку в те времена продукты были исключительно в Москве. При этом, купить в нужных количествах тушенку, сгущенку, копченую колбасу или сыр было практически невозможно, не имея нужных документов или хороших знакомых в сфере торговли. В первые годы, до покупки холодильников, продукты хранили в леднике, который в жаркое лето не держал температуру и ни мясные, ни молочные продукты хранить там было практически невозможно.  И все это нужно было утрясать тому самому председателю лагерного совета совместно с начальником лагеря!
Но, если вы спросите кого-нибудь из тех, кто тогда отдыхал на базе, скорее всего они будут не в курсе всех этих проблем, потому что, за редчайшим исключением, жизнь была организована хорошо и традиция прощального костра с благодарностями всем, кто работал, чтобы вы отдыхали, зародилась практически с первого селигерского сезона. Ей-богу, не вру!

Комментарии