Возвращение, дети, новые традиции



Итак, новые традиции. Обе они появились по двум причинам. Первая - желание улучшить и разнообразить жизнь в лагере. Вторая - креативность отдыхающих, которых не надо было долго уговаривать на творческое или полезное дело. 
День Нептуна притащили, конечно, морские геологи, знающие традицию ублажения повелителя водных стихий из практического опыта плавания в разных морях. И, мне кажется, здесь еще немалую роль играла личность - Володя Кудряшов, записной Нептун всех времен и народов, которого и гримировать не было никакой необходимости, достаточно было тать в руки трезубец и увенчать, типа, короной! Русалками при нем перебывали все симпатичные девушки всех празднуемых сезонов! (Русалки, отзовитесь!)
Собственно, роль Нептуна в наших празднованиях была судейской. Первоначальные соревнования десяток в различных забавных спортивных состязаниях на воде, постепенно сходили на нет. И соревноваться начали команды детей. И придумывали, вместо гребли на байдарке, греблю на серфовой доске без паруса с пассажиром на носу! Делили их на команды, как мне кажется, по территориальному признаку, следя за тем, чтобы в командах было примерно одинаковое количество и больших и маленьких. Капитанами  команд были активные родители, во всяком случае. помню в этой роли Пашу Мостинского. Команды придумывали названия, девизы, песни-приветствия и прикидывали кого на какой конкурс поставить. Костюмы делали из подручных материалов, а грим набирали из косметики, которую некоторые настоящие женщины таскали с собой даже в Селигерские леса, сока ягод, угля и всего, чем можно было измазать части тела, чтобы превратиться в лесного человечка, чертика, икринку или ягодку.
Организаторы писали общий сценарий для Нептуна, Русалок и пиратов, чертей и других сказочных и не очень персонажей. Впрочем, не всегда эти праздники были чисто детскими - ведь общих правил никто не писал, и каждый раз в очень приблизительную канву праздника вносились желаемые изменения. 
Неизменным был торжественный выезд Нептуна - его всегда ждали с нетерпением, и что-то волшебное в его появлении на плоту, каное, лодке или катере, каждый раз происходило. Как с Дедом Морозом - все знают, что его не бывает, но искренне радуются его появлению.
Неизменным было праздничное настроение на поляне - с воплями в поддержку своей команды, непрерывными спорами на счет честности каждой победы или поражения, визгами тех, кого Нептун приговорил к маканию в воде, смехом, плачем и лаем присутствующих собак!
Апофеозом праздника было вручение призов!
После того, как Черти искупали всех желающих и не очень, Нептун оглашал свое компетентное решение и команда-победитель получала Большой черничный пирог! А проигравшая - тоже пирог, но поменьше!
Что еще было призом сейчас не упомню. Во времена Золотого века мой отец делал медали - круглые деревяшки, на отшлифованной поверхности которых было выжжено "Селигер" и год
Может, позже Боря Вольфтруб ложки селигерские делал в подарок?
Погода на день Нептуна выпадала всякая, как видно из фотографии от начала восьмидесятых, народ одет не совсем по-летнему, но ничто не могло помешать празднику и отмены его я не помню.
Все годы существования лагерь был полон детей разного возраста. В первые, до домиковые сезоны, малышей сюда не возили. Потом появилось ограничение - с четырех лет! Связано оно было в большей степени с отсутствием для малышей элементарных удобств. Сушить одежду, обувь или постель можно было только у костра! Да и медики бывали не в каждой смене, хотя аптечка в лагере была и средства оказания первой помощи тоже. Но ближайшая больница - в Свапуще, куда можно добраться только на моторке...
Тем не менее, где-то с середины семидесятых нижний детский возраст опустился до разрешенных четырех и никого это не удивляло! Сережку Баранова помню с пяти. Не столько его самого, сколько его маму, таскающую завтрак сыну, который не имел привычки к завтраку вставать. Ну, и Юра Клюев, который проводил каждое лето под присмотром бабушки с дедушкой по достижении разрешенного возраста. Так же начинали свою селигерскую историю и сестры Кусковы, и Комаровы, и Соболя, и Света Кудряшова и много много еще тех, кто теперь ездит на Селигер дикарем, поскольку впитанного в детстве вытравить невозможно.
Близость воды, доступность плавсредств, горячее желание кататься на лыжах и ходить на серфе заставило руководство лагеря задуматься о безопасности на воде. Да, были и спасательные круги и жилеты, но более важным стало поставить детей на воду, научить их плавать!
И в лагере появился Саша Беляев. Высокий, фактурный, флегматичный блондин, мастер спорта по плаванию. Он проверял на умение плавать каждого взрослого, прежде чем записать на катание на лыжах. И он стал учить плавать наших малышей!
Перед началом занятий он собирал мамаш и предупреждал, что, если кто-нибудь из них появиться на берегу во время занятий, он тут же ребенка из воды вынимает и занятия с ним прекращает. "Вы - говорил он, - можете сидеть в любых кустах, лежать за бугорком или сидеть на дереве! НО, ЧТОБЫ ДЕТИ НИКОГО ИЗ ВАС НЕ ВИДЕЛИ!"
И мамашки держали слово, поскольку все, кого Саша учил, поплыли! 
И никого на берегу не удивляло, если от столовой до своего домика вдоль берега плыла лодка, или байдарка, или каноэ, в которой сидели маленькие гребцы, без взрослых и сами управляли своим судном. Да, в жилетах, да, родители при этом следили за их передвижениями с берега. Но сами!
Я помню, как к нам приехал на выходные брат моего мужа, дядя Тошки с Женькой, который страшно возмущался этими детскими свободами. А уж когда у шестилетнего Женьки в руках увидел топор, чуть меня не съел с потрохами.
А я ими ужасно гордилась! Что они уже знают как подкладывать в костер дрова, вешать сушить мокрую одежду, есть у костра горячую, только со сковородки жареную рыбу, и плавать на "мыльнице" к дяде Лене, который ловил рыбу в прибрежных камышах, чтобы довезти ему прикорм или забрать улов.
И носиться по берегу со своими ровесниками, зная, что все это пространство принадлежит им!

Комментарии