Дали во время короновируса

Так
случилось, что последние три дня перед самоизоляцией на даче у меня получились
бурными. В голове уже зрели мысли о том, что вся эта ситуация с эпидемией
начинает действовать на нервы, главным образом, из-за обилия информации.
Поскольку пока тебя лично не тряхнуло это все теоретические измышления. С
другой стороны, помня пережитые эпидемии – а в Москве бывало всякое, и знаешь
как много случайных факторов могут внезапно спровоцировать кризисную ситуацию.
Ну и наконец, весна в этом году абсолютно атипичная и дает неожиданную степень
свободы – свалить на дачу, топить печку и пересиживать этот инфекционный
кризис.
Но в
воскресенье 15 марта у меня был один из последних абонементным концертом в зале
Чайковского, и пропускать его не хотелось. Я достаточно плотно сижу на игле
классической и близкой к ней музыке, и лишать себя этого удовольствия не люблю.
И концерт был великолепен, хотя зал наполовину пуст! И это добавляло в копилку
ажиотажа свою лепту.
А в
понедельник мы с подругой отправились в Манеж на выставку Дали. Интеллектуалки
фиговы! Таких, как мы, там было немало. И практически все без масок и средств
защиты. Включая персонал выставки и охранников.
Уже на входе
в экспозицию вас встречает импровизированная стена театра-музея Дали в Figueres с выстроенными по периметру огромными белыми яйцами. Здесь их всего штуки
четыре, но прямая ассоциация сразу отсылает вас к тем местам, где бывал и
творил великий мастер. Я не могу сказать, что я такой уж ревностный посетитель
музеев, а уж, тем более, ценитель живописи. Дилетант как есть, иногда, под
настроение, готовый посмотреть на великие и не очень творения. И репродукции
основных картин Дали видела, и какие-то обрывочные сведения, почерпнутые в
основном из программ телеканала Культура об эпатажной жизни этого испанца,
разумеется, имею. Но Дали меня поразил и снес башку мгновенно! Не могу сказать,
что стала его ярым поклонником и почитателем до конца дней своих, но громада
личности отчетливо вылезает из его полотен. В темных залах экспозиции, где
подсветка направлена нужным образом только на картины, рождается чудо
погружения в неведомый мир.
На меня не
произвели особенного впечатления его картины в классическом стиле, где на фоне
городского или сельского пейзажа, нарисованного не хуже, чем у тысячи других
живописцев, есть какой-нибудь необычный персонаж или деталь – здесь нужно знать,
что за символ выбрал художник, и что, собственно он этим утрированием или
искривлением хотел сказать.
Но вот
отдельный зал, в котором были выставлены его иллюстрации к Божественной комедии
Данте, оставил совершенно неизгладимое впечатление и смотреть все остальное
после них не хотелось. И было совершенно ясно, почему у Церкви они вызвали
такой гневный протест.
Для того
чтобы их понять надо наизусть знать эту самую комедию или хотя бы основных
персонажей, чего я конечно не знаю. Только общие культурные сведения об аде,
рае, человеческих пороках и главных героях Библии.
Но
иллюстрации Дали, на мой взгляд, самодостаточны и там вовсе не обязательно
читать подпись к иллюстрации, поскольку пищи для размышлений они дают
предостаточно, так же как и ассоциативные ряды выстраиваются – мама, не горюй!
Этот самый
Цербер, регулирующий движение между Адом и Раем, вроде как, и не очень страшный
(см. картинку). Но граница между мирами видна!
Меня
поразило то, что в его иллюстрациях герои, которые вроде как положительные
часто изображены в холодных тонах синей гаммы – от серого и прозрачно голубого,
до темно синего, а отрицательные – огненные и черные. И при всем при этом
остается ощущение борьбы миров, но нет черной бездны безнадежности или
торжества и полной победы светлого бело-голубого божественного.
Короче, что
мы смотрели после этих иллюстраций, не особенно отложилось в памяти. Разве
только зал с его графическими рисунками – пособиями для начинающих художников и
в смысле мастерства и в смысле логики изображений.
А на
закуску, переполнившись мирами Дали, Получили неожиданный подарок – мультфильм,
который рисовал Мастер по заказу кинокомпании Диснея в середине сороковых годов
прошлого века и который не смогли выпустить из-за финансовых проблем студии
после второй мировой войны.
К счастью,
племянник Диснея в конце 20 века решил восстановить сделанное, и выпустить
мультфильм. Не думаю, что это было просто – ведь никого из тех, кто принимал
участие в его создании, уже не было в живых. Он разыскал записи и рисунки дали
в архивах Галы, и в 2003 году мультфильм Destino вышел в свет. И получил своего заслуженного Оскара
Мы
посмотрели его два раза, что называется, без отрыва от экрана. И опять,
наверняка, я не поняла и половины смысла, который вкладывал этот непостижимый
художник. Но это было совершенно неважно!
Ибо, красота
спасет мир!
А при чем
здесь коронавирус?
Рекомендую
просмотр этого мультика в качестве профилактического средства от депрессии и
мыслей об очередях за гречкой.
Если одного
раза недостаточно, всегда же можно посмотреть его и несколько раз, не так ли?
Будем
здоровы!
Комментарии
Отправить комментарий