Дали во время короновируса


Так случилось, что последние три дня перед самоизоляцией на даче у меня получились бурными. В голове уже зрели мысли о том, что вся эта ситуация с эпидемией начинает действовать на нервы, главным образом, из-за обилия информации. Поскольку пока тебя лично не тряхнуло это все теоретические измышления. С другой стороны, помня пережитые эпидемии – а в Москве бывало всякое, и знаешь как много случайных факторов могут внезапно спровоцировать кризисную ситуацию. Ну и наконец, весна в этом году абсолютно атипичная и дает неожиданную степень свободы – свалить на дачу, топить печку и пересиживать этот инфекционный кризис.
Но в воскресенье 15 марта у меня был один из последних абонементным концертом в зале Чайковского, и пропускать его не хотелось. Я достаточно плотно сижу на игле классической и близкой к ней музыке, и лишать себя этого удовольствия не люблю. И концерт был великолепен, хотя зал наполовину пуст! И это добавляло в копилку ажиотажа свою лепту.
А в понедельник мы с подругой отправились в Манеж на выставку Дали. Интеллектуалки фиговы! Таких, как мы, там было немало. И практически все без масок и средств защиты. Включая персонал выставки и охранников.
Уже на входе в экспозицию вас встречает импровизированная стена театра-музея Дали в Figueres с выстроенными по периметру огромными белыми яйцами. Здесь их всего штуки четыре, но прямая ассоциация сразу отсылает вас к тем местам, где бывал и творил великий мастер. Я не могу сказать, что я такой уж ревностный посетитель музеев, а уж, тем более, ценитель живописи. Дилетант как есть, иногда, под настроение, готовый посмотреть на великие и не очень творения. И репродукции основных картин Дали видела, и какие-то обрывочные сведения, почерпнутые в основном из программ телеканала Культура об эпатажной жизни этого испанца, разумеется, имею. Но Дали меня поразил и снес башку мгновенно! Не могу сказать, что стала его ярым поклонником и почитателем до конца дней своих, но громада личности отчетливо вылезает из его полотен. В темных залах экспозиции, где подсветка направлена нужным образом только на картины, рождается чудо погружения в неведомый мир.
На меня не произвели особенного впечатления его картины в классическом стиле, где на фоне городского или сельского пейзажа, нарисованного не хуже, чем у тысячи других живописцев, есть какой-нибудь необычный персонаж или деталь – здесь нужно знать, что за символ выбрал художник, и что, собственно он этим утрированием или искривлением хотел сказать.
Но вот отдельный зал, в котором были выставлены его иллюстрации к Божественной комедии Данте, оставил совершенно неизгладимое впечатление и смотреть все остальное после них не хотелось. И было совершенно ясно, почему у Церкви они вызвали такой гневный протест.
Для того чтобы их понять надо наизусть знать эту самую комедию или хотя бы основных персонажей, чего я конечно не знаю. Только общие культурные сведения об аде, рае, человеческих пороках и главных героях Библии.
Но иллюстрации Дали, на мой взгляд, самодостаточны и там вовсе не обязательно читать подпись к иллюстрации, поскольку пищи для размышлений они дают предостаточно, так же как и ассоциативные ряды выстраиваются – мама, не горюй!
Этот самый Цербер, регулирующий движение между Адом и Раем, вроде как, и не очень страшный (см. картинку). Но граница между мирами видна!
Меня поразило то, что в его иллюстрациях герои, которые вроде как положительные часто изображены в холодных тонах синей гаммы – от серого и прозрачно голубого, до темно синего, а отрицательные – огненные и черные. И при всем при этом остается ощущение борьбы миров, но нет черной бездны безнадежности или торжества и полной победы светлого бело-голубого божественного.
Короче, что мы смотрели после этих иллюстраций, не особенно отложилось в памяти. Разве только зал с его графическими рисунками – пособиями для начинающих художников и в смысле мастерства и в смысле логики изображений.
А на закуску, переполнившись мирами Дали, Получили неожиданный подарок – мультфильм, который рисовал Мастер по заказу кинокомпании Диснея в середине сороковых годов прошлого века и который не смогли выпустить из-за финансовых проблем студии после второй мировой войны.
К счастью, племянник Диснея в конце 20 века решил восстановить сделанное, и выпустить мультфильм. Не думаю, что это было просто – ведь никого из тех, кто принимал участие в его создании, уже не было в живых. Он разыскал записи и рисунки дали в архивах Галы, и в 2003 году мультфильм Destino вышел в свет. И получил своего заслуженного Оскара
Мы посмотрели его два раза, что называется, без отрыва от экрана. И опять, наверняка, я не поняла и половины смысла, который вкладывал этот непостижимый художник. Но это было совершенно неважно!
Ибо, красота спасет мир!
А при чем здесь коронавирус?
Рекомендую просмотр этого мультика в качестве профилактического средства от депрессии и мыслей об очередях за гречкой.
Если одного раза недостаточно, всегда же можно посмотреть его и несколько раз, не так ли?
Будем здоровы!

Комментарии