Баба Феня, итог


И снова та мысль, которая преследует меня все время, когда я думаю о бабушке. Как у нее на такую жизнь хватало оптимизма?
Она приезжает к нам на Ферсмана из Измайлово. На трамвае. Был такой 12 маршрут, который шел по шоссе Энтузиастов, а потом через Таганку пробирался к Даниловской площади и дальше шел до метро Университет к нам на Вавилова. До трамвая ей нужно было пару остановок проехать на автобусе, до какой-то из Владимирских улиц. Там тогда жила тетка с семьей и родителями мужа. Весь маршрут у бабушки занимал часа полтора. Она входила к нам, выкладывала гостинцы, и тут же принималась что-нибудь по хозяйству делать - стирать, гладить, мести. Я ей говорила:"Бабушка оставь, отдохни, мы сами все сделаем!" - "Отдыхать, Леночка, на том свете будем!"
 К тому времени когда бабушка переселилась окончательно к тетке в Москву - а это где-то конец шестидесятых, все ее сыновья переженились. Жену старшего она одобряла всегда. Даже когда они конфликтовали. Жили вместе, все в той же однокомнатной в Дедовске. как они там помещались? И дети дядькины родились там же. Первым собственное жилье от туполевского завода получил младший - однокомнатную квартиру в Одинцово. Средний женился на своей, дедовской и ушел к ней. А старший с семьей остался у мамы. Никаких реальных перспектив квартирных у дядек, работающих на красногорском оптическом заводе не было. И тогда Старший принял стратегическое решение. Он ушел работать на стройку за квартиру и отпахал на ней года четыре или пять. И таким образом получил трехкомнатную в Красногорске. А средний, воспользовавшись такой ситуацией, обменял бабушкину однушку и однушку жены на трехкомнатную в том же Дедовске. Братья поворчали и поругались, но сделать ничего не могли - собственности тогда не было, как и завещанного имущества - все государственное. И вышло - кто смел, тот и съел!
Это я все к чему? Когда теткина семья переехала в кооперативную квартиру в Ивановское, бабушка все так же ездила навещать всех своих детей и внуков оттуда. Метро она не любила и ездила чаще наземным транспортом, включая электричку. Желающие могут проложить маршруты в Одинцово, Дедовск и Красногорск поверху.
Весело получается?
Иногда она оставалась ночевать. Иногда, вдруг поссорившись с невесткой или с кем-нибудь из внуков, вспыхивала, одевалась и уезжала домой. В Ивановское.
Всех своих детей и внуков любила страстно. и с каждым из них у нее была связана какая-нибудь история. С Ольгой - про огонечек. Двоюродной сестре Ольге было года три, жили они тогда еще в Дедовске в квартире с печкой. Бабушка возится на кухне, а Оля играет в комнате. Вдруг прибегает и кричит бабушке:"Огонечек, огонечек!" Сами знаете как реагируют взрослые, если дети вмешиваются в их дела? Бабушка пытается выяснить подробности про огонечек. Но Оля не унимается и тащит ее в комнату. Бабушка, наконец, отрывается от плиты и поддается внучке, а когда входит в комнату обмирает: из печки на пол выпал уголек и одна половица уже горит! Конечно, все погасили, и заменили и починили, но бабушка страху натерпелась с одной стороны  и внучкой умной гордилась!
А двух братьев, родившихся с разницей в неделю, обожала одинаково! У нас есть их фотография в возрасте до года, где оба они сидят голые с девчачьими косыночками на голове, явно завязанными бабушкиной заботливой рукой. Ну и что что девчачьи - зато головку не напечет и комарики не закусают!
Теткины дети были ей ближе физически, они жили вместе. И отношения развивались по мере взросления мальчишек - от любви до ненависти! Ведь бабушки все знают лучше всех! А внуки ни за что не готовы слушать их советы! Конечно, ненависть это слишком сильное слово, но и страсти кипели нешуточные. Плачущая бабушка звонила мне и говорила:"Леночка, ну за что он меня так! (старший теткин, которому было лет 12) старой дурой назвал", - я, сдерживая эмоции в отношении гормонального дуралея, утешала, - "бабушка, да он любит тебя, - что было чистой правдой - просто у него возраст такой. Дурацкий"
Но она плакала и обижалась всерьез, до того, что на денек уезжала из дома. К другим внукам, подпитаться любовью и уважением.
Умерла она по нашей общей дурости и упущению летом 1980 года. Тетка, которая лучше всех знала бабушкины хвори, уехала в отпуск на Волгу, в Шеханы, в гости к моей двоюродной сестре по папиной линии, порыбачить. Все ее мужики - и муж и сыновья были страстными рыбаками!
А мы - мама, дядьки, я - по очереди бабушку навещали. А она все говорила, что никак в туалет сходить не может по большому, вот Галя приедет и ей поможет! И врачей вызывать отказывалась, ни слова не говоря болит у нее что-то или нет. А, видать, болело. Скорую вызвал дядька, когда приехал в очередной раз и увидел, что она пожелтела. У нее разлился желчный пузырь и спасти ее не смогли. Всего-то навсего 74, что за годы по нашим то временам?
И традицию собираться всей семьей на Пасху завела она. Сколько я помню себя, независимо от погоды, мы ездили к деду на могилу на талицкое кладбище. Там сидели на скамеечке, устроенной дядьками, разводили костерок под кривой березой, и неспешно поминали всех своих.
Вторая традиция - собирать всю семью на бабушкин день рождения в октябре - постепенно отмерла, а поездки на Пасху остались!
Сейчас из бабушкиных детей в живых осталась только Тетка - мамина сестра, та самая, которая жила в нашей семье лет с 12 и до своего замужества. А нас, двоюродных братьев и сестер - шестеро, да детей наших, бабушкиных правнуков девять, да две невестки еще, слава богу, живы. Да и очень удачно дачка у старшей дочери старшего брата образовалась прямо за Дедовском, в двух шагах от бабушкиной, дедушкиной и баб Маниной могилы. И двое дядек тоже там рядом похоронены. Поэтому наша семья Петровых на Пасху собирается - сначала на могилы, а потом к Ольге на шашлыки.
И получается, что в бабушкину память.
А без этого какая Пасха?

Комментарии