Цветущий и поющий
День Победы у меня получился со слезами на глазах. Традиционно папины друзья-фронтовики-менделеевцы собирались в этот день чтобы отпраздновать Великую победу. Нет им не удалось повоевать вместе. Они вместе пришли учиться в институт когда кончилась война.
В 1946 году в ВУЗы страны хлынул поток фронтовиков. Демобилизованные участники войны пошли работать и учиться. В группе неоргаников, где встретились мама с папой, девочки были выпускницами школ, а мальчики, если можно их так называть, пришли с войны. в первый послевоенный год ВУЗы закрывали глаза на отсутствие аттестатов у поступающих. У некоторых не только аттестатов - родни и дома не осталось.
Так вот, фронтовики, с которыми мой отец подружился в годы учебы собирались на день Победы всенепременно. С чадами и домочадцами. Сначала в Москве, в отдельных квартирах тех, у кого они были, в семидесятые годы у одногруппницы в деревне Бутаково, которую потом поглотили Химки. Потом на даче в Малаховке. Они проводили вместе целый день, и были застолья, костры и песни. Дети, а потом и внуки, которые приезжали на такие встречи, видели их смех и слезы, слушали разговоры о жизни, пели вместе песни о войне и слушали Минуту Молчания.
При жизни родителей я на такие встречи попадала не всегда. В молодые семейные годы сидела с детьми. Затем мы всей моей семьей на майские праздники ходили в байдарочные походы. А потом появилась дача. Когда мои дети подросли, а родителей не стало, я стала удирать от них на эти встречи одна. Мне они были необходимы как память и частица мамы с папой.
А в этом году впервые за много-много лет собирать стало некого. Из всей большой и дружной компании - на самые малолюдные праздненства за стол садилось человек 20 - осталось двое. Две "девочки", обеим за девяносто. Одна в Москве, а одна в Рязани. Они обе очень активные, в меру сил и возраста, естественно. Но каждая у себя дома.
И Бессмертный полк, в котором уже не один год значатся все мои фронтовые Строгановы, начиная с отца, в этом году остался виртуальным.
И оказалось, что отпраздновать этот день как прежде мне не с кем!
А новой традиции его пока еще не родилось
Вот поэтому-то у меня весь день слезы и капали.
Когда вспоминала маму и папу и всех-всех-всех кто был вместе 9 мая
Когда думала о том, что детям я эти воспоминания должным образом не передала, как-то не вышло, не говоря уж о внучках.
Когда просто слушала соловья - а он как-то особенно распелся в этот день, тепло, видно, почуял
Когда слушала рокот моторов самолетов кубинского аэродрома - Стрижи и Витязи давали традиционное собственное шоу для своих в День Победы. А я вспоминала двухлетнюю Тошку, которая неслась ко мне со всех ног из любого конца участка, потому что грохочут они мама не горюй, а она ужасно их пугалась.
Короче, грустно-грустно складывался этот праздничный день.
В ватсапе сыпались шутки, песни и поздравления от друзей-ровесников. И совершенное молчание от поколения детей.
Впрочем, нет, вру.
В фейсбуке двое, мой племянник и друг сына, весьма вежливо откомментировали пост от американцев (кто-то потом написал, что это фейк) по поводу того кто победил в Второй мировой войне. Поскольку акт о капитуляции Германии первыми подписывали американцы, то типа они и победили. Мои парни достаточно вежливо написали что-то вроде: А пошли они все! Нельзя отнять у России эту победу!
Ну, и еще одну мысль, которую я раньше никогда не думала, я то ли услышала по радио, то ли тоже прочитала на эту тему чей-то пост. Что Советская армия оккупировала страны Восточной Европы когда гнала оттуда немецкие войска.Чего, собственно Россия туда полезла? Ей своей территории было мало? Ну, а того, что пишут про наших полководцах и способах ведения войны разные источники обсуждать не хочу. Я не в теме, а читать противно.
Часа в четыре Женька повез всю семью в пробный велосипедный поход по окрестностям. А меня оставили в тишине с младшим внуком. Мы договорились, что к Минуте молчания все вернутся домой. И пока они катались я смастрячила пиццу - из того, что было, пока Дема не начал капризничать. Тогда я запихнула пиццу в печку, Дему в коляску и пошла его укачивать.
К приезду моих пицца испеклась, а малыш проснулся. И мы все вместе сели за стол, на котором стоял букет алых тюльпанов и послушали стихи и метроном - Минуту молчания. И я опять поплакала, можно сказать на законных основаниях.
А потом дружно смолотили пиццу и яблочный пирожок.
И сын сел с девчонками играть в карты - в кинга, чтобы не только в телефонах сидели.
И картинка сложилась, хоть и не такая как раньше.
Все наши воевали именно за это - чтобы их дети и внуки жили в своей стране и были счастливы.
И слушая споры девчонок и Женькин менторский голос за карточной игрой из спальни со второго этажа, я наконец перестала плакать.
Ну сколько можно, в самом деле?
Песни наши, так же как, родители, дети, внуки и победы с нами навсегда.
И слава Богу!
Комментарии
Отправить комментарий