Бесценный дар. Часть 3



Эту часть я сначала хотела назвать "Россия, которую мы потеряли" Но чем больше я размышляю о судьбах тех жителей земли смоленской, которыми гордятся и ставят памятники, тем больше мне кажется, что дело их не пропало даром. Опять, блин, пафосная фраза получается, но что поделаешь. Смоленская область до революции занимала третье место, после Питера и Москвы, по числу дворянских усадеб. Понятное дело, что львиная доля их утрачена бесследно. В лучшем случае сохранились фотографии и стены. В подавляющем большинстве - только фотографии. Мы побывали в трех, связанных с безусловно легендарными личностями, где было что показать туристам. Начну я с дамы, хотя, возможно правильнее было начать с самого известного человека, во всяком случае в России, С Александра Сергеевича Грибоедова. Но он, дворянин и статский советник, вряд ли стал бы возражать. Тем более что дама исключительно интересная. Пока мы ехали к месту первой экскурсии в окрестностях Смоленска, местечку под названием Фленово, наша гид объяснила нам путаницу, которую вносят безграмотные туроператоры, при описании программы туров. Дело в том, что усадьба Талашкино, расположенная по соседству и которую связывают с именем удивительной женщины Марии Клавдиевны Тенишевой, была родовым гнездом ее подруги княгини Екатерины Святополк-Четвертинской. Жизнь так повернулась, что муж Тенишевой выкупил ее у княгини в 1893 году с условием, что хозяйка останется на месте и будет по-прежнему вести всю хозяйственную и иную деятельность имения. Так вот от него остался только каменный фундамент, от одной из построек. А вот Фленово - детище двух подруг, сохранилось. Но прежде чем рассказывать про это удивительно красивое место, нельзя не познакомиться поближе с Марией Клавдиевной, биография которой может служить сюжетом авантюрного романа. Она родилась в конце пятидесятых годов 19 века в Санкт-Петербурге, в семье коллежского секретаря Пятковского. Отец умер когда ей было 9 лет, а в новой семье матери ей было неуютно. Девочка поступила в гимназию Марии Спешневой на полный пансион, но закончить ее не успела, поскольку выскочила замуж за действительного статского советника Николаева, который был существенно старше ее. И родила дочь. В скольких случаях это конец истории? Ну, может еще фразу добавить: "Они жили долго и счастливо и умерли в один день"? Нет и нет! С мужем жизнь не задалась, а в родной дом ходу не было. И она едет в Париж учиться пению в знаменитой вокальной школе Матильды Маркези, распродав все, на что имела право. И там заводит знакомства с русскими в Париже - А.И Тургеневым, А.Г Рубинштейном, М.И. Савиной, поет и обретает славу певицы и даже получает ангажемент. Но, будучи замужней дамой, не может без разрешения мужа выступать на сцене и возвращается в Россию. Но не в Санкт-Петербург к мужу, а в Москву. Где встречает подругу детства, княгиню Святополк-Четвертинскую, которая, узнав о ее обстоятельствах, приглашает пожить в Талашкино. Первый приезд в Талашкино был недолгим, но положил начало длительной дружбе и совместной деятельности двух замечательных женщин. Снова в Париж они отправились вместе и там, обе страстные поклонницы разных видов искусства, погрузились в изучение лучших музеев и галерей Франции. И знакомились с художниками. И те писали их портреты. Если забежать вперед, то наиболее знаменитые портреты Марии Тенишевой принадлежат кисти Валентина Серова, Ильи Репина и Михаила Врубеля. Всего-то навсего. Но это далеко впереди, а пока оказалось, что Мария Клавдиевна имела не только вокальный, но и художественный талант. И брала уроки рисования, но уже в Петербурге. А там, в Париже, в музее Клюни, где были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, ее заинтересовали эмали. И она и ими занялась, но позже Я не буду пересказывать все детали жизни этой удивительной женщины, их можно найти в интернете. Скажу лишь, что в 1891 году, в возрасте 33 лет она получила развод. А еще через год вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева, одного из интереснейших и богатейших представителей деловой России того времени. И обрела счастье и достаток. Конец истории? Не тут-то было! Кипучая ее натура не могла довольствоваться только семейным счастьем, а детей у них с Тенешевым не случилось... Мария Клавдиевна горела двумя страстями, кроме страсти к супругу, коллекционирование предметов искусства и просвещение. Про коллекцию предметов искусства Марии Тенишевой говорить непросто. Часть ее сохранилась в музеях Смоленска, Москвы и Петербурга. Часть, наверняка, вывезена за рубеж, а что-то разбрелось по частным коллекциям мира. Такие были времена. И такая национализация. А вот просветительская деятельность двух подружек-княгинь требует отдельного описания. Во Фленове были создан образцовый школьный городок. Дело в том, что в имениях Талашкино и Бежицы (князя Тенишева) были школы и сады для детей сирот, крестьянских и мещанских детей. Рачительные помещики рассуждали просто. После отмены крепостного права у крестьян появился выбор - оставаться на земле или уходить в город за новой профессией и счастьем. Так что бы не учить детей ремеслам, которые помогут им закрепиться на земле? Школа во Фленово поражает очень многими вещами, но более всего программой обучения.


 





Она состояла как-бы из двух частей или специализаций. Ремесла и земледелие и животноводство. Поэтому в школе были и классы и мастерские и опытные поля и коровники. И еще театр. И еще церковь. Подвижников много не бывает, поэтому рядом с двумя замечательными женщинами (муж одной финансировал все их замыслы) появился С.И Малютин. Художник, архитектор и автор русской матрешки. Это он придумал и воплотил в жизнь фленовский Теремок, флигели для персонала и здание школы, был участником проектирования церкви, которую впоследствии расписывал Н. Рерих Кого только не привлекала прекрасная княгиня для выполнения своих замыслов! А Малютинские резчики по дереву, вернее изделия, которые выпускали в созданных им мастерских, имели бешеную популярность на тогдашнем рынке деревянных изделий. Да и сегодня вряд ли бы на полках залежались


 Понятно, что выжить в Советской стране ей было не суждено. Но! Уже после ухода из жизни супруга она успевает окончить курс по эмалированию и защитить диссертацию на тему: Эмаль и инкрустация в Московском археологическом институте. А задолго до этого, во Фленово была ей же организована мастерская по нанесению эмалевых покрытий по металлам. И во фленовских мастерских делали не только любезную ее сердцу выемчатую эмаль, и изразцы, и инкрустированные тарелки и множество предметов по эскизам Марии Тенишевой. Эти умения спасли ей жизнь в эмиграции. В Париже она организовала эмальерную мастерскую, где изготавливали по ее эскизам мелкие предметы - пряжки, рамки, ножи и немного ювелирные украшения и продавали. Смоленская земля не забывает свою знаменитую жительницу, хотя она и не уроженка этого края. Во Фленово, на большой поляне между зданиями школы, флигелем и теремком стоит она, царственная и прекрасная, успевшая в своей жизни столько, сколько хватило бы на несколько человек!


Комментарии