Маскарад
Ну вот с чем у вас ассоциируется слово маскарад? Ну, честно признаемся, что не с драматургией. Скорее с Венецией или с Бразилией. Или уж, в самом крайнем случае, с детским праздником в школе или в саду. Это фейерверки, танцы, песни, клоуны и потрясающие костюмы.
Драма М.Ю. Лермонтова Маскарад в этот ряд никак не вписывается, ей-богу. Ну, разве что для тех, кто никогда ее не читал.
А вот слово театр у меня лично уже много лет ассоциируется со скукой. Никого не хочу обидеть, и театрал я не слишком. Мое театральное воспитание складывалось из школьных походов на классику и сказки, в юности, благодаря маме - в Современник (им в институт носили театральные билеты), немножко театра на Юго-Западе и нескольких антреприз, куда меня вытаскивали подруги. Ну. и на работе тоже иногда куда-то что-то перепадало.
Я бы сказала, что больше я слушала радиоспектаклей и смотрела телеспектаклей. Вот как-то так сложилось.
Поэтому современный театр в меня не заходит. Случалось за последние, ну, скажем, лет 10--15 мне несколько раз бывать на модных спектаклях, и, в подавляющем большинстве случаев мне было невыносимо скучно и хотелось уйти. Я не считаю, что театр вырождается, но то, что я вижу мне непонятно и время терять жаль.
Счастливым исключением был спектакль "Пристань" в театре Е.Б. Вахтангова. Удовольствие было просто сказочным! Это был именно тот театр, который я люблю (а я его люблю!) Мне было страшно интересно смотреть на сцену, не замечая ни возраста актеров, ни сценографии (надеюсь, я правильно использую это слово), ни концепции спектакля. Я просто получала удовольствие.
Вот почему, когда моя подруга позвонила с утра и спросила нет ли у меня желания сходить в Вахтанговский, я ответила да! И не сразу, но все же спросила:"На что?" И ответ:"На Маскарад!" меня не испугал.
Я не перечитывала Маскарад с тех пор, как мы в школе проходили Мцыри и Героя нашего времени. Тогда же, я прочитала большую часть лермонтовской прозы, включая и драмы. А содержание запомнилось, конечно, по фильму, где главных героев играли Николай Мордвинов и Тамара Макарова.
Короче, я считала, что пьесу знаю и чем меня, собственно смогут удивить.
Удивила меня не постановка Римаса Туманиса, а драма, написанная Лермонтовым, которому было на момент ее написания всего-то двадцать с небольшим.
Драма, блин! Не прекрасные отношения Арбенина с молодой женой, которые почему-то вдруг так трагически испортились, а настоящая драма. Там, кроме Нины, нет ни одного положительного персонажа. Там Арбенин, по сравнению с Отелло, просто монстр, честное слово! И страсти африканские кипят в хладнокровных российских телах.
Лермонтов меня всегда удивлял ранней взрослостью суждений с одной стороны и тяжким душевным мраком, из которого он так и не выбрался, с другой. Поскольку даже в самых своих оптимистических стихах он чуть грустноват...
И на сцене страсти кипели и клубились и реально и фигурально. Не могу сказать, что манера проговаривать текст очень быстро мне близка. Особенно, когда наряду с этим по сцене катают снежные шары разных размеров, и рвут действия проходами не всегда понятных персонажей. Но все действующие лица играют настолько хорошо! Если не сказать блестяще. Что все остальное отступает на второй план.
А после спектакля... К слову сказать, и сам театр тоже хорош! И украшен и отделан с любовью и чувством меры, и билетеры вежливы, и пальто выдают с невиданной скоростью и в дамском туалете очереди нет! А уж елка, украшенная разноцветными шарами, на каждом из которых факсимиле актеров, а возможно и не только, служащих в театре! Короче, все работает на общую чудную атмосферу.
Так вот, после спектакля, когда мы ожидали машину, на глазах свежеустановленного памятника Евгению Вахтангову, и делились впечатлениями, мне в голову в очередной раз пришла мысль. Ну почему человечество упрямо не хочет учиться на своих ошибках?
Уж сколько раз твердили миру?
Ведь и всего-то надо вовремя слово сказать, платочек/браслет не потерять, шкатулку на место поставить... - ну продолжите сами, вы же лучше знаете?
И никакой драмы не будет!
Короче, просматриваю афишу театра Вахтангова. Войну и мир смотреть пять с половиной часов подряд я не готова. Поэтому выбор между поэмой в прозе Мертвые души и поэмой в стихах Евгений Онегин
Там не убивают никого, это я точно помню.
Но посмотреть версию театра хочется.
выставка Дедов Морозов в театральном фойе
Комментарии
Отправить комментарий