Русский дух

 

    Ах, боже мой, какая сладость  оказывается эти русские народные пляски! И как я по ним соскучилась, совершенно этого и не подозревая. Случайность правит бал? Возможно. Концерт Ансамбля народного танца Сибири имени Годенко в Кремлевском дворце планировался на февраль. И по случаю пандемии был отложен. На март. На то самое время, когда организму требуется всякая поддержка - и физическая - весна, авитаминоз. И, по понятным причинам моральная. И, не побоюсь этого слова, духовная. Давно ли вы, други мои, видели в телевизоре русские народные танцы? Или песни слушали в исполнении артистов-народников? Про луга и речки, про женскую печаль, девичьи надежды и мужские поступки? Лично я давно. Если не считать конкурс Синяя птица и разные танцевальные конкурсы, которые идут не по центральным каналам, где все-таки народные ансамбли присутствуют. Наравне с современными стилями типа диско, брейк-данс, контемпорари, бальной классикой и много еще чем. Причем это скорее исключения в медиа-пространстве, чем правило. А тут танцевальный ансамбль с программой русского танца да на два отделения! Если честно, когда я на концерт собиралась, то и не знала на что шла. Я  танцы люблю разные, смотрю на все танцевальное как минимум с интересом, а если случится, то и с наслаждением. Посему когда билеты были предложены я сказала да не дослушав. Пойду, конечно, что там обсуждать?
    Итак, Дворец полон, ложи блещут, высокие гости спускаются в зал из служебного входа через сцену - тоже давно забытое - первые ряды для руководства края. Свет погашен. И понеслось....
С первого выхода - выплыли девицы в кокошниках жемчугами украшенных, да в боярских костюмах из серебряной парчи белым мехом опушенных, классическим шагом ансамбля Березка - не вздохнуть, не выдохнуть - сплошной восторг! Молодые, красивые, движения отточенные, ни одной ручки, ножки, поворота головы не в такт. Скорость перемещения по сцене фантастическая - не просто бегом, а пулей, а при этом еще отплясывая и выкаблучивая! Потом вылетели девицы в пышных коротких юбках да с убранными косами и парни в ярких рубахах - скорость движений в парных танцах увеличилась еще больше, но характеры всего, что они отплясывали читались так, как будто названия  написали и вывеску повесили - тут шуточный, тут- лирический, тут... Да какая разница что тут, если сердце замерло, а глаз не оторвать? Ансамбль относительно молодой - лет 50 ему всего-то навсего. Они взяли лучшее у всех -  плывущий шаг у Березки, гордый задор у хора Пятницкого, точность народных движений у моисеевцев, акробатические трюки у ансамбля имени Александрова. И сделали Свое. И при этом было полное ощущение, что это оно, наше исконно-русское! А костюмы? Ну что можно выдумать про русский народный костюм? Бери в музее образец, шей да пляши? Они, вроде и не особо выдумывали. Но до чего ж хороши! В Енисейской ярмарке не меньше десятка типажей насчитаешь. И каждый одет сообразно, уж про танец не говорю. После первого отделения подумалось: Ну все, основное выдали, теперь пойдут повторы. А вот и фигушки! Вроде и тот Федот, да не тот. И не могу сказать что сильнее на душу легло лирические страдания или огневые пляски. И там и там величайшее мастерство, искренность и стопроцентное попадание. 
    Единственная ложка дегтя, даже не ложка, а некий диссонанс для меня был цыганский танец. Может быть по контрасту со всеми русскими, которые были без вопроса убедительны. Цыганский получился. Но это были русские артисты, которые танцуют цыганскую пляску. Впрочем, чаще всего на нем спотыкается абсолютное большинство танцевальных ансамблей, хотя и плечами трясут и юбками машут. Но если во всех русских плясовых перла энергетика русская, то тут она тоже русская перла, увы.
    Но это ворчушка такая, вроде как необходимая, а то уж хвалю-перехвалю... В конце концерта Дворец аплодировал стоя! И свистел и орал браво! И артисты, усталые и абсолютно счастливые, принимали наше восхищение с удовольствием и с достоинством. Русский ансамбль русского танца. Все центральные каналы об этом концерте в новостях рассказали. Не показал ни один.

    Собственно это все, что я хотела написать после концерта. Но. Но вот выставка в Историческом музее Рукотворная связь времен - ювелирная, вроде как. Я отношусь к тому поколению советских женщин, молодость которых прошла без лозунга про лучших друзей девушек. Пределом моих юных мечтаний была золотая цепочка, как у соседки Кати. В более взрослые годы доступными украшениями была бижутерия. Короче, привычки оценивать человека по количеству и качеству надетых брильянтов у меня не было, да и теперь нет. Хотя, красивые камешки очень люблю и кольца и бусы носила с камнями и жемчугами. На выставку решили пойти старой доброй безотказной командой единомышленников, которым важно не только смотреть, но и общаться.  И вот там нас ожидало еще одно чудо-чудное в исполнении сибирских мастеров, представляющих художественно-промышленные училища, артели и мастерские. Вот вам два изображения картины шведского художника Julius Kronberg (1850-1921) Ромео и Джульетта на балконе. Одно написано красками, другое - выполнено в технике флорентийской мозаики из уральских самоцветов. Я сотню раз рассказывала студентам об этой технике и ни разу не могла найти современное изделие в качестве иллюстрации. Про Данилу-мастера все читали? Он разбил свою каменную чашу, потому, что живой цветок из камня никак не выходил. Конечно, моя фотография не слишком хорошо передает краски. Но поверьте на слово, что они хороши! И швов и переходов от пола к платью вы не отыщете. На выставке вы увидите четыре репродукции в камне. Мне кажется, что иначе эти произведения называть неправильно, уж больно хороши. Мастерство не пропьешь, если оно есть, конечно!







Комментарии