Лирическое отступление

 

К вечеру на наше СНТ опустился туман. Вернее не туман, а дождь, который с небольшими перерывами шел почти сутки, как бы повис в теплом вечернем воздухе. Мы сидели в гостях у подруги соседки и смотрели ролики со свадьбы ее сына, которого знаем с колясочного возраста и вспоминали и его маленького, и всякие случаи связанные со свадьбами и незаметно погружались в светлое прошлое. Оно ведь светлое? Темное то вспоминать зачем?

И всплыло у меня, ощутимо, как-будто бы я смотрю из своей детской, как папа собирается на тусовку. Слово такого тогда не было, но как иначе назвать то собрание, на которое  человек идет прилично одетым и в обнимку с гитарой? Папа ходил с гитарой везде, где собирались компании - и на отмечание государственного праздника в рабочем коллективе, и на любой день рождения, памяти и т.п. Возможно, даже в Болгарское посольство на праздник посвященный славянской письменности, куда их с мамой неизменно приглашал студенческий друг, а впоследствии тогрпред Болгарии в России. Хотя в последнем на все сто я не уверена.  

Гитара в папиных руках звучала так, как было нужно поющим. Удивительное дело, но папа, не имеющий музыкального образования, строил свою семиструнку на слух каким-то цыганским строем и всегда мог приладиться к любой заказанной тональности. 

"Когда на старом корабле уходим вдаль мы

С крутых берегов в туманной мгле нас провожают пальмы"

Я лежу на своей детской кроватке, сестра давно уснула, а я все слушаю, как в соседней комнате поет хор родительских друзей. Неважно кто - Среда, Коммуна или товарищи по работе. Пели вместе и все знали слова! Что мне чудилось тогда про эти самые пальмы не скажу. Да и всех слов этой песенки я не запомнила. Но рефреном шел припев, который заканчивался словами: " И вернусь, верный нашей судьбе, к тебе"- которые не могли не будоражить мое романтическое сердце.

Никогда не спрашивала, а теперь можно придумывать любые версии откуда отец выучивал песни, которые пел. В его исполнении я не слышала песен Вертинского. Или Козина. Или еще кого из эмигрантов. Вот эти самые пальмы значатся в сети как гимн ББС - беломорской биостанции МГУ от 1945 года. Вот уж точно туда папина нога не шагала никогда. Классику он пел - романсы, разумеется, а не оперные арии, но это мне было понятно и шло из Строгановской семьи. Там и пели все и пластинки слушали. Песни войны тоже понятно. Солдатская молва выносила все популярное на поверхность. И радио много чего песенного передавало, правда в рамках соцреализма. А как тогда распространялась вот эта самая самодеятельная городская лирика? В до бардовскую эпоху? Скорее всего изустно - кто-то услышал, выучил, спел - передал другому.

Самая патриотическая песня, которую я слышала от папы - марш Василия Агапкина  Прощание славянки с вариантом слов, про альплагеря. А самая военная - Баксанская - написанная группой альпинистов на мелодию танго Бориса Терентьева "Пусть дни проходят". Все остальное - сплошная лирика, в крайнем случае шуточная.

Без песен тоскую, без этого самого родительского хора, который я различала по голосам, хоть и из соседней комнаты. И без голоса собственного в нем. Тогда я пела с ними про себя. Потом пришло время собственного пения под гитару, но про это в другой раз

В сухом остатке, простите за каламбур - песни дождя. Ох уж эти гаджеты! Услышала тут свой скрип в записи хорового пения бывшей родительской компании, где большинство ее членов ушедших в мир иной заменили мы, их дети. Пели громко, с ведущим голосом прекрасной юбилярши. И, если бы не она, слушать было бы невозможно! Куда ты, удаль прежняя, девалась?

Но про себя мне петь никто не запрещал? Что и делаю, периодически даже попадая в разные голоса! Нам песня строить и жить помогает! Ну строить уже вряд ли. А жить - точно!


Комментарии