Из бутылки


Как бы можно было написать эту историю проникновенно-пафосно - про преемственность поколений, про отношения ученик-учитель,  про семейные ценности... И закончить не менее пафосной фразой про Россию, ее нерастраченные ценности и т.д., и т.п.

А вот и фигвам! Потому что путешествие получилось хоть и про то, да не совсем, а гораздо лучше! Это самое "Из бутылки" название выставки, на которой представлены изделия, сырьем для которых служила бутылка во всей своей разноцветной красе. Не в Москве, разумеется, там сквозь стену современных концепций в искусстве простой бутылке не пробиться. А зря, скажу я вам, если вы меня спросите.

Приют эта самая выставка нашла в Поленово. Да, да, в той самой знаменитой усадьбе, которая видела много великих. А теперь принимает в своем Городе Мастеров вот такую необычную выставку. На которую я заманила своих дачных подружек уверениями, что будет очень интересно! "Люстру мою видели? - трындела я им настойчиво и занудно, - вот этот самый мастер и устраивает выставку. Ну, а не захотите выставку - так там еще целая усадьба к вашим услугам!" Короче говоря, они мне поверили и мы туда приехали. И ни секунды не пожалели. 

С первой минуты, как только мы вошли в ворота усадьбы, понеслись чудеса! Во-первых, никто из встреченных нами на дорожках людей про выставку не знал, пока мы не встретили пару охранников, которые сказали:"А, это там, где много людей? Тогда вот по дорожке и держитесь правее!". Во-вторых, плакатов с надписями "В лес не ходить, осторожно змеи" было раза в два больше, чем объявлений о выставке. В третьих, когда мы до нее добежали, уверенные, что все уже началось, я, как заполошная курица все пыталась прорваться на открытие. Пока не поняла, что толпа, окружающая меня, ждет его же, но оно задерживается (давно мне не было так стыдно за свое поведение. Хорошо не вопила во всю ивановскую, что нас пригласили и мы имеем право, тьфу, стыдоба. В-четвертых повстречала там не только выпускников-дизайнеров, но и своего старого приятеля, случайно забредшего на это мероприятие. А в-пятых! Ну не буду я список хороших дел составлять, ведь все наше путешествие можно назвать Счастливая случайность или много на свете хороших людей!

Поскольку все, что окружало нас целых два часа официального открытия выставки, было прекрасно - и Директор музея-заповедника, и мэр города Таруса, и организатор и "виновник" торжества, и струнный квинтет, и замечательный виртуоз игры на бокалах из Сочи. Но не Моцарт, Шопен и Чайковский или изделия из сермяжной бутылки были главными героями праздника, а атмосфера - домашняя, искренняя и дружественная. Где взрослые и дети были равноправными участниками действа. И никто не шикал - уберите ребенка! - если ребенок протискивался между рядами к родителям или от родителей. И никто не возмущался, когда ребятишки, которым доверили аккомпанемент на бутылофоне (такая забавная штука! в обычную бутылку, для получения нужного звука, наливают сколько надо воды и  подвешивают в ряд на веревочке за горлышко к деревянной раме), не попадали в такт. Зато лица у них были какие счастливые! Прямо атмосфера старой дворянской усадьбы, как описывали ее русские писатели - заезжие знаменитости, которые знакомят местное населения со своим мастерством. И местное население, немного гордясь, что в таком важном мероприятии участвует, ведет себя как дома - тепло, радушно и непринужденно.  Ни одной фальшивой ноты!

А потом мы ломанулись в Большой дом. Имперское самосознание в москвичах штука неистребимая. Чего это мы, жители столицы, не видали и чем нас провинция может удивить? Мы брали билеты на посещение усадьбы загодя, не подозревая, что попасть в ее дома можно только с экскурсией и билет=экскурсия. И опоздали на 20 минут! И пропустили треть экспозиции, поскольку никто ради нас троих ничего повторять не собирался. Кто помнит войлочные тапочки в московских музеях? Вот там мы надели такие же. И никаких одноразовых бахил - врагов экологии. И тетушки-смотрители, стоящие возле каждого зала, которые говорили - не торопитесь, тут порожек! Чтобы не поднимать с пола впавших в восторг экскурсантов.

Ох не дураки были наши предки! Слушая об устройстве усадьбы в конце 19 столетия художником В.Д. Поленовым, понимаешь, что законы миропорядка были им понятны не меньше, чем нам теперь. И принцип, который Л.Н Толстой описывал в Анне Карениной "Надо чтобы и у господ и крестьян в амбарах все было одинаково хорошо" - все разумные пытались воплощать в существующую реальность. Меня поразил графический вариант его картины Христос и грешница, которая на выставке в Москве отошла на задний план, оттесненная мостиками и двориками.  Не зря Академия художеств забраковала ее, как не соответствующую церковным канонам. Христос там очень похож на обычного человека, каким он и был, если верить Священной книге. А Царь купил картину и  этими деньгами и была оплачена земля под усадьбу! "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!"

Не буду описывать ее обустройство и территорию - есть масса путеводителей, которые прекрасно справятся с этой задачей. Скажу лишь, что леса там хороши своим могуществом, дорожки ухожены и фонариками оснащены. А в лодочном сарае устроено представление, которое Василий Дмитриевич когда-то для своих детишек организовал. Называется оно диарама, а по сути это один из вариантов театра теней.  Две одинаковые картинки накладывают одну на другую и подсвечивают то с лица - и тогда у вас улица, освещенная солнцем, то с изнанки, и тогда на той же улице светятся окошки и городские фонари. Серия таких картинок, названная кругосветное путешествие, была нарисована хозяином усадьбы. Копии, сделанные с них, нам демонстрировал и комментировал строгий юноша в очках лет 16, прямо персонаж из чеховской Чайки.

И хороша была Ока! Полноводная и солнечная и манящая. к ней шли все дороги с горы. Нет, там нет оборудованных пляже и лежаков - все как всегда, первозданно. Но чисто. И те, кто сюда приезжает поплавать и позагорать, все свое несут с собой. У меня с собой ничего не было, поэтому оставалось только ножки помочить перед дорогой в Тарусу. 

Обычный российский парадокс, связанный с дорогами. Поленово и Тарусу по реке разделяют четыре километра. А по шоссе - порядка семидесяти, на которые мы потратили почти полтора часа! Поскольку второй день нашего путешествия мы запланировали на этот крошечный городок, освященный именами Цветаевой, Паустовского, Рихтера и много кого еще. Хотя в моей голове самый прочный образ Тарусы связан со стихами Заболоцкого: "Петухи одни, да гуси, Господи Исусе!" Сразу скажу, что петухов и гусей живьем мы в Тарусе не наблюдали! 

Первой задачей, после прибытия и поселения, было поесть. И мы пошли искать где бы это сделать, обойдя попутно большинство достопримечательностей, посещение которых планировали на завтра. Поскольку интернет нам в помощь там не ловил, пришлось обратиться за советом к местным таксистам. Которые нас и послали. В сербское кафе Гурман. Ну где еще быть сербскому кафе, если не в российской глубинке?

Мы сели на открытой веранде под навесом, на высоком берегу благословенной Оки. Все было за нас - легкий ветерок, отгоняющий комаров, редкие быстрые катерочки, перевозящие желающих с берега на берег, и воздушные шары, наполнившие небо на противоположном берегу  неземными объектами. Меню в кафе было простым и незатейливым, и мы быстренько решили кто чего хочет съесть. Однако, на вопрос что мы можем выпить ответ был обескураживающим - пива! Как? а чего покрепче? Нет - был ответ, только пиво! Ну, пиво так пиво! К слову оказалось местным, марки Тарусский гусь, и очень неплохим, мы потом его и домой прикупили. Однако мужчине за соседним столом эта ситуация совсем не понравилась. "Слушай, - сказал отн супруге, потягивающей пивко, - здесь Верный на соседней улице, пойду я куплю чего-нибудь покрепче!"  "И нам, и нам!" - вдруг хором закричали мои подружки. На том и порешили, его жена к походу за вином для дам отнеслась гораздо более благосклонно, чем к его индивидуальному походу за коньячком. А когда он принес две бутылки вина со словами: "Угощаю!" - она обернулась и сказала:"Я вас очень прошу, дайте ему немножко погусарить! Мы два года просидели безвылазно на даче с маленьким внуком, сегодня весь день наматывали круги по Тарусе (прости меня, Господи, но это подвиг!). Не надо нам денег, спасибо за компанию!" Надо ли говорить, что бутылку вина распили вместе с ней? Но наливал мужчина, который был действительно в своей тарелке и немножко расслабился. А когда пала ночная тень и на небе зажглись звезды, мы разошлись по отелям и провалились в сон!

Утро прошло в завтраке, шопинге и поиске камня Марины Цветаевой, под неумолкаемый аккомпанемент акции по очистке берега Оки от мусора. Волонтеры из смежных областей в белых одеждах с мешками носили мусор в условленное место на берегу и получали за это стикеры. Шуму было много и мусора не меньше. Местное население, как мне показалось, с интересом наблюдало за акцией.

А обедать мы поехали в гости к замечательной паре художников-витражистов-керамистов, которые закончили нашу кафедру лет ....дцать назад, родили четверых детей и лет примерно пять назад перебрались из Москвы в Тарусу. Как описать быт творческой молодой семьи, живущей в крошечной двушке? Могу сказать одно - в квартире живут творцы и это видно невооруженным глазом - витражные вставки над дверями, галечный пол в ванной, керамическая и стеклянная столовая и чайная посуда, витражные и бутылочные светильники, кухонная скамейка-сундук со спинкой. И любимые дети, по ним же видно. Мы провели у них незаметно пролетевшие полтора часа в непрерывных разговорах, неспешной корейской трапезе. Хозяйка квартиры, держа на руках полуторамесячного четвертого, с огоньком в глазах рассказывала об их частной школе - старший уже школьник - о керамическом кружке для детей, о достоинствах корейской кухни - традиции по линии мужа. А малыш, чувствуя мамино тепло, то глазел, то ел, то придремывал. Нам было так тепло и хорошо, что о фотографии на память никто не вспомнил.

Обратная дорога по высокому берегу Оки мимо Серпухова вернула меня в личные воспоминания о родителях ближайшей подруги которые жили и работали в Протвино...

Насыщенно и неисчерпаемо получилось, если сложить все впечатления этих двух дней. Прямо хоть помести в бутылку и кинь в водоем, авось кто-то когда-то достанет. И прочитает. И, а вдруг? и позавидует? и есть чему!

 

Комментарии