Часть 4. Свирьстрой


 После насыщенного во всех смыслах дня проведенного на Валааме, солнца, сияющего со всех сторон, и великолепных видов Ладожского озера мы вплыли в реку Свирь и оказались совершенно не готовы к ее величию и мощи. Ох, воистину, широка страна моя родная! В школе мы учили названия великих русских рек, среди которых Свирь не значилась. И даже про Свирскую ГЭС я не помню, хотя про план ГОЭЛРО, как одно из несомненных завоеваний первых постреволюционных лет, нам рассказывали в курсе истории России и завоеваний революции. Собственно, речка Свирь одна из ключевых в волго-балтийской системе, которую начали строить в 18 веке, чтобы соединить водным путем северные и южные регионы России. А точнее, чтобы расширить возможности снабжения столицы России - города Санкт-Петербурга, сделать доступными путешествия  по воде как с севера, так и с юга. Шлюзовая система в сочетании с системой рек, озер и каналов, которую создали наши предки, состояла из нескольких самостоятельных веток,  была уникальным гидротехническим сооружением для своего времени и свое окончательное оформление  получила в 20 веке вместе с названием Волго-балт. Река Свирь, если плыть из Питера третья из множества составляющих этого пути. 

После Валаамских смешанных лесов с преобладанием хвойников, берега Свири были низкими и травянисто-лиственными. Сама речка широкая, спокойная и чистая! Шлюзование в ней было быстрым - из одной водной глади тебе переводили в другую, менялись лишь высоты и направления шлюзования. Были разными конструкции шлюзовых ворот и расположенных поблизости мостов, а общим был напор воды, поднимающей или опускающей судно, я бы сказала нежно, как мать кладет или вынимает младенца из люльки. Зрелище это почему-то завораживает. И народ скапливался на палубах, особенно, когда закрывали или открывали ворота шлюзов.
Следующее утро выдалось пасмурным и дождливы. В день Святой Троицы мы прибыли в поселок Свирьстрой, который появился как поселок во времена строительства одной из первых советских ГЭС Нижне-Свирской, которая с 1933 года исправно выдает окружающим поселениям электрический ток. Она вовсе не громадина, по сравнению с электростанциями на сибирских реках. Но она почти первенец гэсостроения и на ней отрабатывались технологические приемы, которые впоследствии легли в основу технологического регламента не одной великой стройки. И носит она имя не вождя, а академика Г.О. Графтио, проект которого был выбран, благодаря точным расчетам и возможностям использовать самое простое оборудование - рабочие руки. Памятники академику и Сергею Мироновичу Кирову стоят себе никем не тронутые в постепенно погибающем Свирьстрое. Беда городка заключается в полном отсутствии работы где-либо еще, кроме электростанции, не слишком развитой инфраструктуре - хотя дорога там вполне приличная, и массовому исходу молодых, закрытию школ и постепенному превращению его в дачное место. Достопримечательностью является и ближайший автотранспортный мост через реку Свирь с лифтовым механизмом подъема средней части для пропуска судов высотой более 12 м. Предприимчивость местных жителей, однако, порадовала. На мини-рынке рядом с пристанью торговали (и это в первых числах июня!) свежей морошкой, клубникой из теплиц и малосольными огурцами свежего урожая из теплиц же. Смеялись мы долго, но стаканчик "клубники из теплицы" - читай из сельпо, которое было чуть дальше от пристани, чем рынок я купила, чтобы поддержать дух предпринимательства. Удивительно как мало продают местной рыбы, хотя, казалось бы вот она река. Подавляющее большинство того, что продают в копченом виде - судак, терпуг и форель. Но свежее, чем в Москве и это приятно. Хотя цены туристические, не  для местного покупателя.
Но стоянка в Свирьстрое затеивается не только ради посещения поселка. В двадцати минутах езды на автобусе  на берегу Рощинского озера расположен Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, первые постройки которого относятся к 16 веку. Озеро в о время строительства монастыря называлось Святым

Здесь вам расскажут легенду об Александре Свирском, который происходил из семьи вепсов (если на севере вы встретили человека с голубыми глазами, значит он вепс!) и был единственным вымоленным ребенком. Который чуть повзрослев удрал на Валаам, стал там послушником, потом монахом и семь лет жил в пещере на Святом острове. В эти места вернулся отшельничать, обзавелся учениками и начал строить монастырь. Дело это было непростое и подвижническое, поскольку вепсы, карелы и чудь, населявшие окрестные места были язычниками. Однако в начале 16 века при содействии царя Василия III строится первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной церковь, которая сохранилась до наших дней, где хранятся мощи Александра Свирского и копия Туринской плащаницы
Приезжать с экскурсией в храм или монастырь в церковный праздник дело дохлое. Экскурсия в монастырь и вовсе то дело непростое. Я помню как в 1982 году мы были в Псково-Печерском мужском монастыре самоходом и свое ощущение на входе, как вторжение в чужую жизнь со своими правилами и порядками, которые ты своим присутствием нарушаешь. И дело не в платке и юбке, которые для женщин были обязательны к одеванию при входе туда. А в мужском мире, в который ты вторгаешься, как нечто чужеродное и ненужное. Вспомнила я об этом, когда наши шесть или семь групп по двадцать человек заполонили территорию монастыря. В храме шла служба и туда, где была основная красота и иконы, ради которых многие сюда и стремились, были недоступны.  На одной из дорожек нам попался монастырский служитель. Вот взгляд его, окинувший нашу праздношатающуюся толпу, лично меня поставил по стойки смирно. Ибо читалось во взгляде его примерно такое: "Ходят тут всякие!"
А место расположения монастыря прекрасное, и добротный дачный поселок на противоположном берегу озера обречен любоваться им в любую погоду. Территория большая, ухоженная и он является и центром притяжения и местом заработка - масса рыночков, лавочек и магазинчиков роится радом с входом на его территорию. Там, на рыночке я впервые увидела северную хохлому - роспись по дереву серебристым и синим по голубому с северными ягодами, в стиле традиционной черно-красно-золотой. Не купила! И еще продается там свирское кружево, которое, в отличие от вологодского вяжут крючком Красиво!
Вернулись на корабль со смешанным чувством недосказанности или недоделанности чего-то. Но! Пока обедали кончился дождь. А когда поплыли дальше окрестные виды и традиционный коктейль совершенно примирили нас с окружающим миром









Комментарии