Есть такие места, в которые возвращаться не страшно. Знаете, бывает что понравилось вам новое место, запомнилось, вернулись туда через какое-то время - нет, не греет! С Кижами не так! Не дураки, видно, предки нынешних северных жителей были, когда именно на этом острове делали языческие капища, а после христианские храмы. Есть в нем что-то притягательное и волнующее. Ну, судите сами. Мало ли островов в Онежском озере? От чего-то выбран именно этот - не самый большой, да и не самый маленький. Не слишком лесистый, да и до берега есть поближе. А этот включен в список наследия ЮНЕСКО после создания на нем музея деревянного зодчества народов севера. Шарада!
Мне посчастливилось попасть на него впервые в 2000 году в рамках конференции в Петрозаводском университете. И КИжи входили в культурную программу, естественно (именно тогда я узнала, что звучит это слово с ударением на первый слог). Тогда еще экскурсионная часть острова не была так выкошена-вылизана. Дорожки и тропы никто не мостил, а у причала рыночек местных даров был, как и большинство по всей стране коробейным - на ящичках да газетках товары разложены. Экскурсоводы бы ли молодые, сезонные, студенты окрестных университетов да и просто желающие заработать, в большинстве своем, молодые девушки. И водили нас по тропинкам-дорожкам деревянного царства, и беседы вели про святое место, где расположен главный Храм. Про устройство правильного северного дома, где все под одной крышей и люди и звери, но в определенном порядке поставлены. Про то, из каких деревень северных и по какой причине выбраны именно эти дома. Про энтузиастов, которые стояли у истоков создания музея. И про мастеров-плотников, которые смогли перевезти и собрать всю эту необыкновенную резную красоту. И рыбешку копченую местные рыбаки продавали - запах на всю пристань!
Поэтому впервые за поездку мы с подругой разделились. Она пошла с экскурсией на основную экспозицию, а я - в деревеньки противоположной стороны Ямки и Васильево с экскурсоводом второго бальзаковского возраста, которая работает в музее-заповеднике без малого 30 лет.


Стоят они на берегу озера с двух противоположных сторон, и живут в них сейчас большей частью люди, связанные с музеем. Поскольку жить на острове в условиях сохранения аутентичности непросто. Водопровод, канализация и прочие блага цивилизации в зоне заповедника не приветствуются. Разрешения на проведение таких работ следует получать почти у господа бога. Поэтому люди в деревнях пользуются водой из озера для любых нужд и туалетом во дворе в любую погоду. Есть, правда и счастливые исключения. Один из настоящих северных домов в деревне Васильево выкуплен, в нем сделан нормальный ремонт со всеми удобствами и организована мастерская для резчиков по дереву с международными курсами и мастер-классами, одна из лучших в России и Европе. Кстати, на электричество запрета нет! И с современными средствами связи все в порядке. Когда-то, в советские времена был на острове аэродром для малой авиации. И посадочная площадка, зарастающая травой, осталась. Там же поставлена вышка связи МЧС, на которую сели все имеющиеся в стране операторы мобильной связи - работай себе он-лайн сколько душе угодно.
Но! даже своего магазина сейчас на Кижах не имеется. И все, кто на острове живет ездят на соседний зимой по льду, летом по воде.
Наша группа постепенно разбрелась, после первых же домов в первой же деревне. И рассказов о местном житье бытье и могил на кладбище хороших людей, которые тихонько спивались , когда не стало вокруг нормальной жизни и работы в первый постсоветский период. "Так и ходили они между запоями. То в музее на подхвате поработают, то в МТС на ремонте машин, то в пожарной части" И про туристов, которые ходят ноги мыть с питьевых мостков - у каждого деревенского дома свои мостки на озере. Одни питьевые. Другие хозяйственные. И про провал на поляне, где было деревенское гульбище - почва осела, не иначе как за греховодные мысли и действия. И про северный забор из ралочек и веточек, связанный замоченными прутиками черемухи, которые высыхают и держат крепче любых веревок. Я осталась ходить с нашей тетушкой из-за видов, оторваться от которых не было никаких сил






Вот с этой самой Марьиной горы открывается вид практически на всю округу, и подъем то всего ничего и змеями нас пугали на каждом шагу, а дух захватывает от этого солнца, неба и воздуха! В деревне Ямки смотреть и вовсе нечего, кроме одного громадного бревенчатого дома, стоящего не на первой линии у воды, а на пригорке. Сделать хорошую фотографию моего умения, роста и возможностей камеры не получилось. А про небольшую церковь, восстановленную в этих самых Ямках усилиями потомка русских эмигрантов из Швейцарии, если я ничего не путаю, рассказать стоит. Когда на Кижах сделали музей заповедник, то усилия все были брошены на него, а местные и дома и храмы оставались на заботу жителей. В советском союзе официально религии не было, храмы были превращены в склады, дома культуры или тюрьмы, а то и взорваны или разобраны на кирпичи. А то и просто брошены. Вот в церковь в Ямках такой и была. Тот самый потомок русских эмигрантов, побывав на Кижах загорелся идеей восстановить храм! И добился своего и даже настоятелем в нем какое-то время пожил. И в школе местной поработать успел. А потом вмешались какие-то злые духи и заставили его остров покинуть.
Таких историй наслушаешься загрустишь. Но окружающие виды с ними спорят. А повозка с лошадками, которых две и они возят всех желающих осмотреть те окрестности, по которым мы ходили пешком, не дают настроению испортиться!
Мы встретились почти у причала и сделали совместное селфи на память. И заторопились на теплоход, не купив даже гвоздика на память - и так было хорошо
Здесь, как видите, схема острова для всех желающих есть!
И засели мы на верхней палубе запивать впечатления фито-чаем пополам с мохито. И случился там со мной конфуз. Солнышко на воде жарит не слабо но на ветерке этого не чувствуешь. Да еще теплоход наш никак не мог отчалить от пристани - то ли хвост ему заносило, то ли нос чему мешал - не знаю. Короче просидела я на этой самой палубе любуясь видами, потягивая коктейль и пописывая заметки часа, наверное полтора. И к вечеру лицо мое стало цвета хорошего астраханского помидора! Вот, что бывает с бабушкой от полного погружения в окружающее пространство. И не рассказывайте мне про мохито. Разве с одного коктейля так обгоришь?
Комментарии
Отправить комментарий