Составители нашего маршрута явно учили матчасть. Наверное, если бы все наше путешествие состояло из таких мест как Кижи и Валаам, к концу нам казалось бы что все у нас в шоколаде. Жизнь прекрасна, никто не забыт, ничто не забыто. Птицы поют, травы цветут, пейзане трудятся... Ну и далее благолепие пополам с пасторалью. Особенная красота была на Онеге после Кижей и в верхнем течении речки Вытегры. Но поселение Горицы не дает поставить круглую пятерку прям за все. Про название есть разные версии. Одна про долю горькую на горке, другая - про горящий свет, разгоняющий тьму. Хотя исторически место не менее интересное, чем все виденные нами до него.
Конечно, известность Гориц напрямую связана с Кирилло-Белозерским монастырем, который находится всего в семи километрах вглубь материка и в нем сохранились фрески Дионисия. Мы не поехали туда чисто по велению достичь подобия равновесия по количеству посещенных мужских и женских монастырей. А этот, основанный в 16 веке Евфросиньей Старицкой - вдовой родного дяди Ивана Грозного - долгие годы был и центром развития региона, и местом ссылки опальных царских жен или невест. Основательницу монастыря, вместе с близкими к ней послушницами опричники утопили в Волге, впоследствии церковь ее канонизировала и останки стали почитаться как святые мощи. И из более известных пленниц содержались тут четвертая жена Ивана Грозного Анна Колтовская и мать убиенного царевича Дмитрия Мария Нагая. Всех перечислять не стану - все есть в сети.
Стоит монастырь белокаменный очень красиво, на высоком берегу Волги. Но любоваться им лучше издали. Многое видели стены его за долгие годы - и осады и разрушения и новые постройки. При всяческих войнах и нашествиях монастырь осад не держал - непросто женскому коллективу устоять перед натиском регулярных войск. Да и военному делу монахинь, в отличие от монахов, не обучали. Но после набегов и разрушений находились люди, которые стены и здания восстанавливали, жизнь в нем кипела, и пристани были налажены, и торговля велась, и водопровод был построен для бесперебойного снабжения воды, и ледники в стенах монастыря сделаны для хранения продуктов.
И монахинь в нем бывало до двухсот проживали.



Сейчас от былого величия остались рожки да ножки. Самый старый Воскресенский двухэтажный кирпичный собор построенный в 1544 году полуразрушен и требует срочной реставрации. Решение о которой было принято более 20 лет назад, а воз и ныне там. Троицкий собор и встроенная в стену Покровская церковь, которые сложили в начале 19 века сохранились. Но внутреннее их убранство можно описать двумя словами - достойная, или лучше благородная нищета. Все чисто, прибрано, отремонтировано. Но почему-то напоминает евроремонт своими руками лихих девяностых -вроде все и сделано и ничего не рушится, а радости нет. Постоянно на территории монастыря проживают три монахини и делают что могут при помощи сезонных трудников и волонтеров. Иконы над вратами, на часовне Тихвинской божьей матери керамические. На мой вопрос гиду насколько они современные меня уверили, что как сделали в 19 веке, так и висят. Из местных глин и местными мастерами. По фото видно, что краски четки и хороши. Надо бы покопать, где на Верхней Волге работали столь искусные мастера.
Ну, а дальше в поселке смотреть было нечего, поэтому чтобы занять туристов, которые как мы выбрали Горицкий монастырь, а не Кирилло-Белозерский, придумали еще одну развлекуху. Выбор мест основания мужских монастырей как правило связан с гласом или видением. И Кирилл, конечно без этого не обошелся. Легенда. Прохаживаясь по окрестностям, которые уже облюбовали монашествующие христиане, Кирилл оказался на горе Мауре, которая была одним из центров языческих поклонений и вокруг нее обнаружено не одно капище. И сквозь лесную чащу увидел он место, из которого исходил свет, пошел туда и вырыл в земле келью. На том месте на горе лежал валун, на котором отпечатался след будущего святого, а теперь с него видны купола современного Кирилло-Белозерского монастыря. Красиво? Красиво!
В свете нынешних указов об обустройстве парковых и прогулочных зон в любом месте, где люди еще живут и трудятся, местные правители решили сделать на горе Мауре эко-парк! С демонстрацией, идолов, капищ и валуна с отпечатком святейшей подошвы. Стоит удовольствие пройтись по эко-тропе 160 р со здорового человека не льготной категории. Эко-тропа начинается с выкошенной тропки, в начале которой сидят пару девах в билетиками, калькулятором и пока без терминала отъема безналичных. Но все впереди. Пенсионеров и льготников, предъявивших документ зачем-то берут на карандаш. Остальным просто квиточек дают. И отправляют по тропке к подъему на гору. Горка невысокая, лесистая, тропа для подъёма местами подсыпана гравием, а последний кусочек даже снабдили железной лестницей с периллами, но большинство восходителей предпочитает идти по по тропке.



Отмахиваясь от комариков идешь мимо стилизованного под языческое капища с идолом - явным родичем длинноухих с острова Пасхи, мимо навеса с разновидностями древесных грибов и вдруг оказываешься на вершинной поляне, заваленной пока строительным мусором рядом с недостроенной часовней. Надо же отметить место, где ступала нога святого Кирилла. Там и валун лежит, на котором непременно нужно найти отпечаток ноги старца, разуться, встать на него босой ногой и загадать желание! Вся процедура, включая восхождение, занимает не более получаса. И, к сожалению, купола Кирилло-Белозерские не видны. Лет с той поры как тут старец бывал подзарос. Спилить бы малость и вид был бы такой, что за него можно было бы еще рублей сорок за билетик добавить.
Мы не слишком спеша спускались к пристани. До отхода корабля времени было навалом и здесь наш сильно окающий гид, посоветовала купить местные вологодские сладости - зефиры и прочую пастилу и даже фруктовый сахар. Кто еще помнит его вкус? Пока спускались шли через поселок, в готором хоть газ и не подведен, но дома были добротными. Она рассказала нам о яблоневоом саду, посаженном еще монахинями, который в советские времена позволял сдавать не менее 50 тонн яблок на переработку. И это не Астраханская, это Вологодская область, господа. Традиционные льняные изделия все же продают, но где лен берут - ни одного поля на всем пути не встретили!

Вологодское кружево на фасаде одного дома и очередной лайфхак во дворе другого завершили картинку нашего посещения Гориц. Пастила оказалась достойной, внуки ее смели. А вот окающий говор нашего гида долго еще звучал в моих ушах как отзвук голоса папиной сестры, которая до старости нет- нет да заокает по-ивановски. вроде как привет от нее получила!
Комментарии
Отправить комментарий