Мышкин был последним местом, где наш корабль делал экскурсионную стоянку. Поскольку дальше он полным ходом двигался по Верхней Волге до канала Москва-Волга, чтобы потом двенадцать часов тащить нас последние чуть больше 100 км до столицы нашей Родины.
А в городе Мышкине на пристани нас встречали Мыши, естественно. Рассказывать сказки про мышек не буду. Но девушками в масках и народных костюмах полюбовались от души. И, поливаемые из черных тучек грозовыми дождичками, отправились на экскурсию про народные ремесла города Мышкина. Нам не хотелось снова слушать рассказы о чудесах господних или видениях пророческих. Пусть будут ремесла, решили мы, пора уже и сувениры покупать!
И воочию убедились, что не бывает плохих и скучных мест. А бывает плохой менеджмент, или управление, проще говоря. Вот этот крошечный городок на левом, высоком берегу великой русской реки пример хорошего менеджмента. Городку повезло когда-то в том, что он был крупным центром торговли на верхней Волге и пунктом отправки товаров в Санкт-Петербург. Купеческие семьи в Мышкине радели о развитии города и вкладывались в его расширение, строительство и создавали производственные предприятия. Почитайте про семью Чистовых. Не все русское купечество было пьющим, самодурствующим или развратным. Про это и Александр Николаевич Островский пьесы свои писал. На примере сохранившейся купеческой усадьбы наша очаровательная девочка-экскурсовод начала знакомить нас со своим городом. Именно со своим, они не приветствуют чужих экскурсоводов на своей территории - вот такой вот местный патриотизм
В просторных помещениях сарая и амбара, собрана вся необходимая утварь и инструменты, необходимые для нормальной жизни людей до эры механизации, автоматизации и всемирной сети. В сарае нам показали прядильные станки. веретена и прялки, рядом с которыми были вилы, лопаты, сверла, кувалды, рубанки, бадьи, короба и много еще всякого, названий чему мы не запомнили, а для чего служили без подсказки экскурсовода и не сообразили бы. И подробно рассказали как теребили и чесали лен - местное производство которого было когда-то одним из крупнейших в средней полосе России.
В амбаре нас ждали Мыши. В рассказ о том, как свозили на помол зерно, на какие сорта муки его мололи (наши современные первый и высший отдыхают!), как хранили, чтобы мыши не повредили, слушали и комментировали четыре ряженные мышки. С которыми все радостно фотографировались, конечно. Оборудование мельницы в рабочем состоянии и сейчас. На ней мололи зерно почитай до развала страны - пока производили для своих нужд и само зерно и муку из него
И дальше покатилось - понеслось. Кузнец-молодец средних лет в пару минут на наших глазах выковал из прутика стального длинную шпильку - винтик с ажурной мышкой на конце. В стену воткнуть для красоты или вешать не нее всякую мелочевку нужную. Естественно по мышке-шпилечку каждый зачем-то купил, я еще крючочек прихватила. Мало ли что повесить понадобится?

А после нас к тетеньке гончару отвели. Где она, не слишком молодая, да не слишком прекрасная, но до невозможности уютная, со сказками и прибаутками на гончарном кругу из куска податливой глины сделала цветочный горшочек. Или кувшинчик? не суть! Но вот это рожденное на твоих глазах изделие - из грязи в князи, ей-богу! Понятно, что его еще обжечь, расписать, да снова обжечь. Но вот, не было ничего и вдруг вот горшочек? Не чудо ли? А дальше дошло дело до мостика и набережной с рассказом еще об одном везении городка Мышкин. Точнее о двух. Первое связано опять-таки с его природным положением. Когда-то для промышленных предприятий края поставили в Мышкине газо-распределительный узел. Или станцию. И работает сейчас на этой станции больше 1000 человек. И дома в городке газифицированы, почти все!

А еще, в бытность свою президентом, приезжал в город Мышкин господин Медведев. И спросил у жителей чего им до полного счастья не хватает. И ответили жители, что моста им на тот берег не хватает, поскольку они единственный крупный город на левом берегу Волги. А все авто- и железные дороги проведены на другом берегу. И велел президент составить проект моста и денежку на строительство посчитать. Посчитали. Но столько не дали! Поэтому моста как не было, так и нет, только паромная переправа летом, да ледовая дорога зимой, если не в объезд. Но на набережную, беседки да мостики хватило.

И гуляет по ним народ туристический, красотами волжскими любуется и радуется. Да еще и причал с торговыми палатками в порядок привели. И торгуют там тапочками да ботиночками войлочными, платьями да куртками турецкими, да рыбой копченой разнообразной. И аромат от этой рыбы аж до другого берега стоит! Рыбы купили, и если вперед забегать, съели одномоментно - вкусная она была. А про ботиночки история такая вышла. Тапочки я искала для ножек своих не слишком здоровых. И выносит тут мне дама-продавец ботиночки фетровые зимние изумрудного цвета. Глаз не оторвешь! И пытаюсь я ей объяснить, что выйду я московской зимой на улицу. И утонут они, легкие и прекрасные, в той жиже, в которую снег химикатами превращают. Разве можно им такой участи пожелать? А мужик из соседней лавки посочувствовал :"Бедные дети ваши, и снега белого не видели!"
А последним, что мы во время нашей экскурсии делали была куколка-оберег. По всем правилам, при ее изготовлении нельзя пользоваться ни ножницами, ни иголками. Ну, мы и не пользовались, тряпочки нам заранее нарезали. Осталось нам их сложить правильно и на шею себе повесить.
И вот сели рядком и дети и взрослые. И стали мастерить себе обереги да на шею вешать - хорошо! Поэтому уходили мы из Мышкина обласканные, обереженные, и вкусной рыбки припасли, и тапочки с мышками я себе купила. А прям перед Волгой, практически при прощаньи, еще один подарок наша дорога приберегла. Подарок скорбный, поскольку это знаменитая Калязинская колокольня, ушедшая под воду при строительстве Рыбинского водохранилища. Немой свидетель человеческого прогресса или варварства - кому что ближе. Мы шли мимо нее ближе к 12 ночи. И народ столпился на палубах, чтобы увидеть этот памятник истории России, подсвеченный, чтобы видно его было издалека. Высота колокольни была при строительстве 74,5 метра, а торчит из воды не меньше ее трети.
Так вот труженица-река, а Волга в сравнении со всеми водоемами по которым лежал наш путь, безусловно самая большая труженица, хранит на берегах своих и в водах разнообразные сокровища. Где-то люди ей в этом помогают. Где-то - варварски используют. А она знай катит воды свои среди равнин, полей и гор. Весной Волга разольется - Волга-матушка-река,
А сердечушко забьется - заливает берега!
Так поется в волжских страданиях, неважно в верхней или нижней ее части. А она течет себе и глаз радует!
Комментарии
Отправить комментарий