Страна чудес
Что такое дети наши для каждого из нас? Каждый ли день мы бываем счастливы от того, что они есть? По большому счету безусловно. Хотя, понятное дело, всякое бывает. Так вот вчерашний вечер прошел у меня под девизом: "Спасибо дочь!"
В такую "чудесную" осеннюю погоду - мокрый снег, лужи, ветер и хмурое небо - из дому выходить неохота от слова совсем. Но так случилось, что день я провела на улице и вечером хотелось спрятаться под плед, налить бокальчик вкусного и посмотреть что-нибудь для души - в сетях или по телеку. По телеку я наплакалась под фильм Дом, в котором я живу и уже собиралась спать... Но! Но вспомнила, что дочь прислала ссылку на балет Алиса в стране чудес, который можно посмотреть бесплатно в течение суток - есть у музыкальных сайтов такая фишка, когда уникальные постановки выкладываются в свободный просмотр. Скрепя всеми членами и с трудом продирая глаза я решила, что балет нельзя не посмотреть, включила и...И перепрыгнула в чудо!
Сказка про Алису построена на таких парадоксах и чудесах, которые сложно выразить сценически - и путешествие в кроличьей норе, и изменения роста - и если их просто убрать, то половина сказки обнулиться. Это номер раз. А номер два. Если вы знаете классический балет, то с его строгим чередованием па-де-де сольных номеров и выступлений кордебалета, имя персонажа выдает костюм и программка. И волшебство рождается лишь благодаря глубине личности танцующего. Или не рождается.
Наши отечественные балеты типа Спартака и Легенды о Любви малость пошатнули балетные устои 19 века. Но большинство постановок в ведущих театрах страны, в отличие от многих зарубежных, - кондовая классика, в массе своей прекрасная! И, слава богу, не отравленная голыми телами и откровенными сценами.
Я , благодаря дочери, уже видела Спящую красавицу Мютью Борна, в которой всех фей танцевали мужчины. Не потому, что феи вдруг сменили ориентацию, а просто потому, что волшебство творить хочется всем. И туристы, которые вдруг отыскали замок, были вполне современные - с мобильниками и соответствующих одеяниях. Но, вот ведь какая штука. Это не имело никакого значения, поскольку сказка не имеет постоянной прописки и временного периода, если они настоящие сказки!
И вот Алиса! У меня она ассоциируется с вариантом постановки 1976 года, записанным на виниловые пластинки, где все тексты песен написаны Владимиром Высоцким. Этот двойной альбом у нас был заслушан до дыр и сейчас, когда я о ней пишу я слышу голоса и Рассказчика, и Белого кролика, и Чеширского кота. И конечно выплывают слова песен. Странного много в Странной стране!
Итак к балету. Постановка Ковент-Гарден, хореограф Кристофер Уилдон, 2011 год. Наверное к этому времени малость схлынула общемировая тенденция переиначить содержание либретто- первоисточника до полного исчезновения первоначального смысла. Или перенести его в современную реальность так, что сказочными остаются только имена героев (не могу забыть адскую Снегурочку в Большом). Здесь, мне кажется, Кристофер хотел сохранить парадоксальный юмор Льюиса Кэрролла, пронизывающий книгу даже в переводе. И усилить средствами хореографии и компьютерных технологий.
Как же классно он это сделал вместе с командой сценографов, костюмеров и компьютерных гениев! Все его герои получились воздушными и немножечко не реальными. Танец начинается с первой музыкальной ноты и не останавливается ни на минуту - только во время антракта. И балетные не бояться никаких проявлений эмоций. Не только с помощью традиционных инструментов руки-ноги-тело. Какие-то еще у них включены чувства, которые они транслируют нам непрерывным потоком. Как же очаровательны и герои и злодеи этой сказки! И как человечны, при всей условности балетного жанра!
Комментарии
Отправить комментарий