Большая опера
Да, все эти программы - конкурсы. С отбором участников, строгим жюри и выбыванием неудачников. Но конкурсы домашние. Теплые и веселые, несмотря на настоящую борьбу. Кто только из известных и артистов и медийных лиц не побывал за все годы в числе ведущих и членов жюри конкурса! И наши певицы, которых непросто увидеть живьем на сцене, такие, как Елена Образцова, например. И иностранцы - директора театров, певицы и певцы -профессионалы, сделавшие громкие карьеры на поприще музыки и пения. И Дмитрий Бертман - единственный бессменный член жюри - директор и режиссер-постановщик театра Геликон-опера.
Формат такого конкурса был непривычен всем! И участникам, которые попадали в руки режиссеров и костюмеров, имеющих собственное представление о тех персонажах, которых предстояло изобразить. И для оркестра, который репетировал и записывал все выступления участников в режиме онлайн. И для жюри, конечно. Одно дело выступать на сцене или судить нормальный музыкальный конкурс, а другое - участвовать в шоу! Поскольку не шоу и так полно - и Щелкунчик, и конкурс имени Чайковского, и много еще чего - смотри - не хочу. И не хочу преобладает, увы. Особенно за рубежом, как говорят иностранные участники.
Я смотрела все предыдущие программы и помню победителей трех сезонов - Веронику Джиоеву, Салтанат Ахметову и Полину Шамаеву. Только Полина поет в Москве в театре Станиславского, остальные либо в регионах - Вероника прима Новосибирской оперы, либо за рубежом - Салтанат - Алма-атинской. Как-то так получилось, что пока девушек среди победителей существенно больше, чем юношей. И, как это ни странно, не помню ярких теноров, хотя конечно они были среди участников.
Чем же так зацепил меня нынешний сезон, что я схватилась за перо? Нет, не только тем, что ведет его мой обожаемый бас Ильдар Абдразаков. Даже то, что его соведущая его собственная жена меня раздражает совсем чуть-чуть. Не потому, что она плохая ведущая. А потому... Ну, сами понимаете?
Так вот дело в участниках! как же они все поют, господибожемой, даже те, кто по условиям конкурса сходит с дистанции. За вчера и сегодня я еще раз пересмотрела все прошедшие программы на одном дыхании! При том, что никакой я не знаток оперы, что некоторые арии кажутся мне занудными - поют на иностранном языке, ни слова, кроме amorye непонятно, а если на немецком, то не понятно ничего, кроме того, что это немецкий язык, а оторваться невозможно! От этих голосов, этих лиц и этой великолепной юной энергетики, которую не спрятать ни за какого Верди, Рахманинова или Чайковского. Когда-то, в советские времена все иностранные оперные партии пели на русском языке - переводили, придавали необходимую форму - и все было понятно: Любовь свободна мир чаруя, законов всех она сильней! Теперь, если не знаешь подстрочник, тяжело. И если тебя не захватила личность артиста и его голос - пиши пропало! А эти хватают. Непосредственность и внутренняя свобода. Наверное это те новые качества, которые видны в молодых артистах. Бертман даже сказал, что вот эти - представители нового поколения, рожденные на рубеже тысячелетий, просто чудо чудное. И я с ним абсолютно согласна. Умудренное жюри на их фоне выглядит немножко не из этой жизни. Нет, они все прекрасны в своем профессионализме и видно какое получают удовольствие. Но печать уходящего века лежит на их лицах. А эти мальчики и девочки, абсолютно комфортно себя находящие в любых предлагаемых им обстоятельствах - живые и прекрасные. В этом году, естественно, нет певцов из Европы. И мне их жаль. Жаль, что они лишены участия в таком празднике. Но есть Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Мальчики из восточных республик не очень хорошо знают русский язык, и петь по-русски им сложнее, чем по-итальянски. Но голоса! Но умение и желание петь оперу!
Не знаю кто победит но у меня есть свой любимчик - баритон с совершенно непроизносимым именем Динмухамед Кошкинбаев. Когда его спросили какой у него любимый романс Рахманинова, он ответил: Ну, этот, как его, блин, забыл! И весь зал во главе с жюри хохотал - настолько это было живо, непосредственно и уважительно, как ни странно это звучит. При этом когда он пел романс, выпавший ему для конкурса, оторваться было невозможно. Именно от него и его волшебного тембра, поскольку, да простят меня знатоки, романсы Рахманинова в массе своей я не люблю.
И возможно от того, что я смотрела все передачи кряду мне бросилась в глаза такая штука. Жюри судит, делает замечания, сурово говорит дам голос - не дам голос (как им трудно это делать!), а они поют! Поют то, что многие считают мертвым жанром. Поют с чистотой и возможностями прекрасных голосов, не менее прекрасных лиц и душ. И видно, как этот мертвый жанр вместе с ними обретает новую жизнь и новую славу. Представьте себе, как беседуют два подростка и спрашивает один другого: "Ты что Иоланту (Аиду, Травиату, Мазепу, Жизнь за царя...) не слушал? Ну ты лох!"
Комментарии
Отправить комментарий