Камчатка. Часть 7. Лучше гор могут быть только горы


 Практически все маршруты нашего тура пролегали на юге полуострова Камчатка. Здесь нет таких  высоких сопок, как в центральной части, где правит бал красотка Ключевская. Не зря же  ее фото прочно ассоциируется у абсолютного большинства людей с самим полуостровом и извергающимися вулканами. Вся эта запредельная красота находится северо-восточнее (или западнее?) на территории Кроноцкого заповедника. Но если вы думаете, что в других частях этого полуострова красоты меньше - ошибаетесь! 

Последней точкой нашего тура было восхождение на Авачинскую сопку. Какая разница между горой и сопкой? - этим вопросом мы мучали всех, с кем сталкивались во время наших странствий - и гидов, и таксистов, и дам на ресепшене. Но лучший ответ дал мальчик-официант в кафе спа-отеля Голубая Лагуна. Хитро подмигнув и наклонившись к нашему столику он ответил: "Все горы, расположенные в Восточной Сибире - сопки!" Так вот, на протяжении всей недели рефреном звучало: "На Аваче придется потерпеть. На Аваче нужны специальная одежда и обувь, На Аваче есть точка невозврата, выше которой хочешь - не -хочешь, а до вершины идти придется. Короче, морально-политическая подготовка шла полным ходом и создавала хороший внутренний драйв ожидания праздника или подарка.
Правда, накануне природа устроила нашей группе первое испытание. Высотный прогноз погоды на Аваче на завтра был примерно такой:  температура воздуха от плюс пяти до плюс одного, облачно, дождь. И, естественно, началось брожение в умах - идти-не идти? Идти на Верблюда (гора у подножья  Корякского и Авачинского вулканов, всего-то примерно 1200 высотой, в сравнении с 2700 с копейками у Авачи)? Или попытаться дойти до 2000 на Аваче, полюбоваться чем получиться и уйти вниз? Или, все-таки, несмотря ни на что наверх? Гиды в дискуссии не участвовали. Все эти варианты были озвучены не один раз и все их знали. Утром, во время завтрака выяснилось, что большинство юных дев склоняются присоединиться ко мне и идти на Верблюд. Я после восхождения на Горелый поняла, что более серьезное восхождение мне не по силам и не мучилась выбором, в отличие от всех остальных. Но если бы скинуть лет пять, а лучше десять?   Не сомневалась бы ни секунды - надо идти и пробовать!
Однако, к вахтовке вышли минус один. Остальные загрузились  в привычный уже фаэтон и покатили по руслу Сухой реки, которая наполняется весной водой от тающего снега и каждое лето образует неповторимый рельеф берегов с каменистыми островками и песчаными промоинами. Зеленые берега, причудливые группы деревьев и каменистые обнажения или причудливо растасканные валуны. В который раз убеждаешься, что средства передвижения у которых только пара ведущих колес здесь не сгодится.  Между тем, мы вместе с руслом набирали высоту и растительность беднела, становилась ниже ростом, пока не превратилась в невысокие кустарники и стелящиеся ковры цветочков. Восхождения начинались с высоты 1000 метров, с площадки для авто, где единственным строением (ох, уж эта традиционная форма деревенского сортира!), греющем тело, но не глаз и душу, является пара деревянных туалетов. На этот раз нас сопровождали трое гидов. Двое - Сережа и Дима, наши верные рыцари, и еще один - Игорь, был специально вызван с законного выходного, чтобы сводить пару девушек на прогулку на Верблюда. Все они пребывали в нормальном рабочем настроении и методично провели традиционные утренние сборы - всем указать на последний туалет на пути к вершине, раздать палки, гамаши, ланчбоксы и яблоки. Зарядить энергией на традиционной разминке. И впервые за все время, сделать общее фото до начала маршрута

И дальше мы разделились - пятнадцать наших в сопровождении двух гидов двинули на Авачу, а мы с Юлей и Игорем отправились гулять на гору Верблюд. Мне было тревожно, поскольку на начале маршрута было рвано-туманно и гулял ветерок. Окружающий пейзаж был из-за этого рвано-волшебным: то красота в окошечке приоткрывается, то не видно ни фига, т.е. совсем в радиусе чуть больше ста метров.
Однако, не зря ж нам гида лишнего вызывали? Игорь повел нас на прогулку по кольцевому маршруту, чтобы показать все достопримечательности этих мест. Мы шли и болтали, через маленький ручеек, то спускаясь, то поднимаясь к очередному небольшому плато или полянке, подпитываясь простором и ощущением, что кругом невидимая красота! Дошли до лагеря сноубордистов и метеорологов и там внезапно включился интернет. Все просто, там же была база МЧС, поскольку зимой в этом районе полно лыжников и сноубордистов, среди которых есть фрирайдеры разной степени отвязанности. А как организовывать спас-работы, если нет сети? Помните песенку "Только самолетом можно долететь!"? Смените только самолет на вертолет.

Вот по такому туману мы шли вверх и любовались тем, чем могли. Игорь рассказывал нам про окружающие сопки, про то, почему по осыпям легко идти вниз и так муторно вверх, какие разные люди ходят по горам, похваливая нас за то как лихо мы движемся и не ноем. Между тем Юля скакала молодцом, а для меня и эти пара сотен метров набора высоты давались непросто. 
Как вдруг, нам открылась часть подъема на Авачу на высоте чуть выше 1200 и он, сверясь с часами,  сказал: " А вот и ваши идут!" - мы с Юлей смотрели на уходящую в туман цепочку, не представляя сколько еще у них впереди, поскольку верхушка Авачи была плотно закрыта от нас облаком

Конечно видели мы их не так - только контуры мерно шагающих фигур с рюкзаками, но этого было довольно, чтобы на какое-то время перестать волноваться как у них дела.
А с нами стал заигрывать Корякский вулкан - то открывая, то закрывая вершину облаком. Только наведешь камеру, чтобы сделать фото, как он опять спрятался!
Так, оглядывая периодически выползающий из тумана окружающий мир, мы поднялись на седловину Верблюда. Гора была двугорбой, т.е. двухвершинной. И в седловинке между горбами мы и решили перекусить. А ветер крепчал и стоять без укрытия было не слишком приятно, у меня появилось ощущение, что снесет




Но солнышко припекало и мы решили сначала подняться на "горбы", нахлебаться вершинного ветра, а уж после попить чайку. И тут я второй раз за поездку словила паническую атаку. Я посмотрела в низ и ужас охватил меня всю от кончиков ногтей на ногах, до кончиков волос, и слава богу, что не перехватило дыхание. Я позвала Юлю, которая шла на пару шагов впереди и попросила ее встать прямо передо мной и довести до места, где можно сесть. И пока она позировала с верхушки я немножко отдышалась и на седловину мы пришли тем же порядком, шаг в шаг, я быстренько спряталась от ветра за камень и с первым же глотком горячего чая почувствовала как отступает ледяная рука, сжимавшая меня.


И словно в награду Корякский вулкан показался нам во всей красе, и Игорь показал нам черную скалу на вершине, которую называют Вороном, поскольку  именно он, на наречии ительменов и каряков Кутх, является главным божеством и сотворителем и земли и человека. Мы допили чай и отправились в обратную дорогу совсем не спеша, поскольку почти опережали собственный график. Игорь волновался за группу. Ветер на Верблюде был сильный, и если на маршруте у наших был еще и туман, то восхождение могло быть опасным. Мы спускались, соскальзывая по небольшой осыпи, и надеялись, что внизу, там где есть связь сможем получить информацию по движению группы. И тут взгляду нашему открылась удивительная картина. Навстречу нам по склону приличной крутизны двигалась разноцветна группа людей. Сверху казалось, что та карачках. Когда мы сними поравнялись, оказалось, что это китайские туристы, которых кто-то ведет в лоб на седловину Верблюда. Народ шел кто в чем, без трекинговых палок, с ребятишками лет десяти в разноцветных плащиках. Мы пожелали им удачи, а Игорь рассказал байку перестроечных времен. Тогда было огромное множество самопальных туристических гидов, обещающих любому желающему восхождение на Авачинскую сопку. И водили народ на Верблюда, и давали значок или свидетельство о восхождении на вулкан. Чем вам не продажа билетов для обозрения Провала?
А потом гид поздравил нас с успешным спуском и мы сделали памятное фото о прелестной прогулке с ним!

Возле автобуса он связался по рации с нашими, узнал, что  у них все отлично, ни ветра ни дождя - солнышко светит, кругом красота, и они приближаются к точке невозврата. 



Нас отвезли в гостиницу. И уже перекусив я получила сообщение от своего друга-напарника, что они на вершине! И практически полным составом!





Вот теперь можно было выдохнуть. Было  пять часов вечера, на спуск они рассчитывали потратить около четырех часов и, стало быть, ужин можно было бы планировать часов на десять - пол-одиннадцатого. 
Я выскочила их встречать, повинуясь скорее внутреннему голосу, чем шуму на первом этаже. Всякая банальная фраза, типа усталые, но счастливые, была в этот момент абсолютной правдой. Они вернулись, поцелованные горой, и шлейф победы - у кого побольше, у кого поменьше, развевался за плечами у каждого.
Но самая большая победа была у гидов, которые справились с очередной группой, без неприятных неожиданностей, склок или травм, не дай бог. И на усталом Сережином лице - бОльшая ответственность лежала на его плечах, глаза светились радостью. Мы с ним распрощались, поскольку он честно сказал, что не придет к нам на прощальный ужин и делегирует своих молодых помощников. Это было грустно. Но без обид, поскольку ВСЕ БЫЛО ХОРОШО! 








Комментарии