А я хочу!

 

Пожалуй, А я хочу! сказанное с разной громкостью и интонацией, второе по по частоте использования словосочетание, которое говорит внук этим летом, после слова бабушка. Самоутверждение мальчика идет семимильными шагами, но к счастью пока бесхитростно и без манипуляций. Он уже вырос достаточно для того, чтобы формулировать свои интересы и желания, но пока еще не овладел арсеналом хитростей, позволяющих всегда добиваться своих целей. У его папы был приемчик, который почему-то всегда срабатывал, когда ему чего-то не хотелось делать. Он говорил примерно так, когда я грозно призывала его умыться или убрать постель:" Я сейчас приду - кротко говорил он, и исчезал на пару часов из поля зрения. К моменту его появления про умывание я благополучно забывала, а постель убирала сама, поскольку она мозолила мне глаза.

Внук в ответ на те же предложения тут же выдвигает свое Я хочу! Которых у него немало, как у любого нормального ребенка. Его хочу это пойти к Димасе - любимый друг-брат, или купаться в бассейне - независимо от температуры воды и окружающего воздуха, или поехать по кругу на велике и исчезнуть на пару часов, беседуя со всеми знакомыми и не очень жителями СНТ. А можно мне пойти познакомиться? - тоже один из любимых вопросов. Или бродить по саду, ловить лягушек и проводить с ними эксперименты разной степени жестокости. Или вцепиться в молоток или пилу и пытаться ими пилить-колотить. 

Он явно расчищает и оттаптывает поляну самостоятельности и пока, слава богу, не нарушает запрета выезжать за ворота СНТ. И если год назад я совершенно спокойно отпускала его прокатиться: "Проедешь три круга и домой! - Бабушка, пять кругов! - Хорошо, пять" И через пять кругов он являлся под светлые очи мои. То в этом году я наматываю километры внутри нашей территории в поисках велосипеда. Он оставляет его у въезда на участок, где в настоящее время гостит. И никакие громы, молнии и шлепанья по попе не помогают! 

Если его друзья на даче, то утро начинается с нытья - А я хочу к Димасе (Дане, Леве, Майе - далее по списку). И все призывы к разуму - я ж училка, я ж объяснять привыкла все и всем - пролетают успешно мимо. Он смотрит на меня, и, типа, слушает. Но не слышит! Мы договорились? - сурово вопрошаю я почти пятилетнего внука своего, - и он кивает, честно-честно. Но, как позже выясняется, чему-то своему, поскольку в 90 случаях из 100 не делает того. о чем шел разговор. Вот одна из наших вечных тем. Он привык спать с папой и мамой. Такая нынче тенденция у наших детей. Да, своя кроватка у него есть, но к утру он чаще всего в родительской. Здесь на даче мы обустроили ему гнездо - кресло-кровать, его персональное заволокли ко мне на второй этаж и мы с ним располагаемся валетным визави. Но каждый вечер начинается с нытья: " А я хочу к тебе!" Постепенно вопрос устаканивается и засыпает он в своей постели. Но под утро, а иногда и среди ночи - как повезет - он прибегает мне под бок и сладко спит до утра. Пока помещаемся. 

В отсутствие друзей бабушка на некоторое время становится любимой игрушкой. В такую пору мы ездим кататься по окружающим просторам. Но в третий раз он не захочет ехать даже в понравившееся, вроде как, место, если там нельзя купаться или не гуляет корова. Эти две цели равноценны и беспроигрышны, и не берусь сказать что он выберет, если предложить ему или-или. 

А вопросы по любому поводу вообще тема отдельного рассказа. Он в активном возрасти почемучки, но главные его вопросы касаются значений слов. Бабушка, а что такое давление? - спрашивает он меня за обедом, наслушавшись наших бесед с соседкой про гипертонический криз. 

И я начинаю долгий рассказ про сосуды, по которым течет кровь, как они не всегда хорошо работают. устают, сужаются, а иногда портятся и через них кровь больше не проходит, и идет в другие и в них становится тесно и повышается давление. А, я понял! Давление это когда путь перекрыт! - радостно восклицает внук. 

Борясь с тотальным желанием смотреть мультики во время еды (морально мне это дается нелегко - я ведь читаю, если его нет рядом), мы ведем беседы обо всем понемножку или сочиняем сказки. И в этом году он проверяет меня на прочность, вставляя всякие плохие слова. Нет, какашка в этом ряду абсолютно невинный термин. Причем слова эти выучены от друзей дачных и садовских, хотя когда папа его (строительный прораб) беседует с подчиненными, перерубившими кабель когда копали канаву не там, где было велено, употребляет более широкий ассортимент соответствующих выражений. Но в этом плане, слава богу, в авторитете друзья, а не он. Слушать всякие гадости недетские из его уст мне невыносимо! Гневаться и кричать - как тебе не стыдно - бессмысленно. Выкручиваюсь, перестаю его слушать, перестаю с ним разговаривать. Бесполезно! У меня возникает мысль, что он снова ищет границы - пройдет? не пройдет? И мотает на ус. И скоро обернет все обретенные знания против меня же.

А когда я, в очередной раз подхваченная назидательной училкиной волной, трындю ему как неправильно он себя ведет, а он сидит и мечтательно хлебает борщ и типа слушает. А потом поднимает на меня свои чистые и прекрасные глаза и говорит: "Бабушка, а хочешь я тебе загадку загадаю?" - вся моя педагогическая сущность мгновенно смывается волной чистой любви. Да пропади они пропадом все эти заповеди и проповеди, когда рядом есть такое счастье! И вдогонку мыслям своим слышу: "А я хочу!"


Комментарии