Культуру в массы!

 

Так сложилось, что за прошедшие две недели я побывала на двух выставках в двух здания Третьяковской галереи. Новом - на Крымском валу и Новейшем, если можно так выразиться, на Кадашевской набережной. Мог ли вообразить Павел Третьяков более столетия назад, что его подвижническая страсть собирать картины, которая увенчалась созданием художественной галереи в Москве, выльется в такое нужное для народа дело, как сказали бы большевики. Не надо мне рассказывать, что был он купцом и свой интерес с этого имел. Мне кажется, что личность Павла Михайловича заслуживает уважения именно потому, что он завещал свои картины городу в те времена, когда имена художников, картины которых он покупал, не были никому известны, да и будут ли? Кто ж знал. Но сам он был страстным поклонником живописи, и желал, чтобы и другие люди могли любоваться и получать удовольствия от увиденного. Вряд ли он думал о воспитании душ человеческих через соприкосновение с высоким искусством. Картины из ранней коллекции Третьякова не всегда пробуждали радость в душе - страданий на них изображено было много. И людских и божественных. 
Так вот, наверняка помните походы в Третьяковку или в Пушкинский в советские годы. Длиннющие очереди на вход в здание в Лаврущинском переулке.  Примерно такое же "счастье" в раздевалке (про туалеты умолчу). Ну, и если выставка была модной, то подойти и полюбоваться висящими на стенах картинами было непросто - мешали разные части тела таких же любующихся.
С появлением здания на Крымском валу стало намного легче. Там выставочные пространства поудобнее устроены. Но раздевалка для больших выставок тоже мала. Народ любуется картинами непредсказуемо быстро или долго, вот ведь беда. И бывает, что приходишь к своему времени, а в раздевалке приходится ждать пока кто-то уйдет и место освободит. Поэтому за переустройством пространства в Лаврушинском переулке наблюдали с интересом. Замоскворечье квартал исторический, набережная центровая, вся на виду, и было боязно, что впендюрят очередное Москва-сити, и напрочь разрушится кусочек старого города.
К счастью этого не случилось. Длинное четырехэтажное многофункциональное здание прекрасно вписано в старую Москву. И хотя на его фасаде, выходящем на Лаврушинский переулок, декор не повторяет украшения старого здания, но совсем не диссонирует! А внутри - простор. Высокие потолки, удобные эскалаторы, огромная раздевалка, уходящая в даль светлую, Стеклянные лифты - куда ж без них. Короче, на первый взгляд все огогошечно.
И выставка, приуроченная к открытию новой территории весьма символична - Передвижники.
Я шла на нее с ощущением, что иду в гости к давним хорошим знакомым. Во времена нашего детства картины передвижников часто использовали как иллюстрации в учебниках Родная речь или Родная литература. Да и художественных музеев для обязательного посещения школьников было два - Третьяковская галерея и дом-музей братьев Васнецовых. Пушкинский и Подмосковные усадьбы были не обязательной, а произвольной программой. 
Чем хороша оказалась эта выставка? В ее экспозиции  немножко рассказана история Товарищества передвижных художественных выставок и представлены документы, характеризующие разные этапы его  существования. Собраны наиболее известные картины членов Товарищества, из коллекций российских музеев.  Картины разных художников развешены не по именам и периодам, а по темам. И это, наверное, самое интересное, поскольку когда рядом висят Лесные дороги Шишкина и Куинджи, уверяю вас, впечатляет.
И, ощущение, что пришел в теплое, родное место с множеством знакомых лиц - читай картин, оно есть! Ближе к завершению осмотра экспозиции, у меня сложился ответ на внутренний вопрос за что я люблю картины старых мастеров и не всегда понимаю современное искусство. Любая картина лучших художников той поры рассказывает нам историю - про человека, если это портрет, про природу, если это пейзаж, про жизнь людей, если это городской пейзаж или натюрморт. А художники новой волны делятся с нами сиюминутным впечатлением - интересное лицо - неважно на каком фоне, прекрасный сад - импрессионисты дают нам ощущение красоты, но не всегда угадаешь чем любуешься розой или лилией - и тут уж твое восприятие будет зависеть от того, что ты угадал, а что нет.  
Короче, на выставки ходить надо, а новое здание точно достойно посещения.
Ну, ложку то дегтя закинуть точно необходимо, не так ли?
Здесь я точно буквально сужу с высоты своего роста. И по итогам двух выставок Братьев Васнецовых на Крымском и Передвижников на Кадашевской. Развешивать картины для показа большое искусство. Мне, с моим ростом 150 с копейками, зачастую невозможно разглядеть всего, что изображено художником из-за бликующих стекол. Хотя я точно знаю, что есть стекла со специальными покрытиями, которые нивелируют блики. Импрессионистов бессмысленно разглядывать с расстояния меньше двух метров, а для картин на темном фоне нужно специальное освещение. Как жаль мне было, что трудно рассмотреть старую Москву на картинах  Аполлинария Васнецова, посвященных городу 17 века. И, конечно для многометровых картин нужны такие же пространства, а на обеих выставках это получилось не везде.
Но это вредничанье и старушачье брюзжание. От того, что хочется совершенства, а его не всегда находишь. Но закончить хочется фразой из интервью Елизаветы Лихачевой, когда ее назначили директором Пушкинского музея: "Приходите в музей, там интересно!" И это чистая правда! 




Комментарии