МАММ

 

Дикое сочетание букв в названии правда? Я уже раз несколько читаю как это расшифровывается и каждый раз спотыкаюсь то на одном слове, то на другом.  В детстве моем место где висели картины называлось художественная галерея или музей. А фотографии были на фотовыставке. И фотографии с картинами редко перемешивали. А если скульптуры, то выставка скульптур, а не чего-нибудь другого. В нынешнее время все иначе. В Москве появилось множество площадок, демонстрирующих все - от картин великих художников, до изделий связанных из полиэтиленовых пакетов, и все под вывеской арт. Внутренне я не готова все, что демонстрируют на таких пространствах называть искусством. Но что я, технарь и скучный химик могу возразить титулованным и не слишком искусствоведам или художникам? Ничего! Я и не возражаю. 

 Слово галерист в современной России официально возродилось после развала Советского Союза. И оказалось, что собиратели картин были всегда! А у некоторых в квартирах были и мини-галереи. В которых оседали предметы разные - не только старых и современных мастеров, но и представителей модерна и андерграунда, которых все в соответствующих кругах знали, но в официальных списках  художников они не значились. 

Искусствовед Ольга Свиблова еще в восьмидесятые годы двадцатого столетия стала организатором выставок произведений, хранящихся в русских музеях и частных коллекциях, за рубежом. А в 1996 году в Москве открыла Дом фотографии, где регулярно проводила различные фото- и не только выставки и перфомансы. Сейчас ее детище загадочное имя МАММ. 

Название Мультимедиа -Арт -Музей полифонично  и подразумевает, что в нем может быть выставлено все что угодно, имеющее хоть какое-то отношение к арту - то бишь искусству. Вот этот самый загадочный дом мы и решили посетить в столь не располагающую к прогулкам осеннюю погоду.

Началось это посещение с двух курьезов. Чисто возрастных, я надеюсь, а не свидетельствующих о высокой степени деградации личностей. Сначала я опоздала на встречу на час. И что такого? - спросите вы. Да только то, что с возрастом я все больше боюсь куда-нибудь опоздать, поэтому стараюсь приехать заранее. А тут, словно черт попутал, я перепутала время! К счастью, мы живем в эпоху мобильных телефонов, и несчастный ожидающий дозвонился мне на пятнадцатой минуте бессмысленного ожидания, и ушел греться в ближайшее кафе. А дальше мы прорыли все Пречистинку в поисках дома номер 16, поскольку этот самый МАММ точно располагался там! - Так мне было сказано, а я, и так уж виноватая на все руки не смела возражать. Наконец, после примерно пятнадцати минут бессмысленных хождений и отсутствии ответа на наш вопрос - Да где ж оно? у работников Дома Ученых (а гуляли мы вокруг него), всемогущий поисковик сказал, что нам вовсе даже Остоженка нужна!

А дальше все было прекрасно! Ну, правда. Светлая галерея удачно вписана между двух старых домов (как же я люблю этот кусочек старой Москвы!), и не выпирает из них ни вширь, ни ввысь, а скорее светит вокруг сквозь свои большие окошки. И внутри светло, тепло и почему-то уютно, несмотря на скупой интерьер и примитивные кубики скамеек вокруг столиков с наборами детского конструктора с меленечкими пластиковыми деталями, которым мой внук поклоняется, как священной корове. И милая девушка в кассе, когда мы спросили чего тут, собственно, смотреть, сказала - поднимайтесь на седьмой этаж, оттуда потихоньку вниз и все увидите!

Выставок там оказалось четыре. И ни одно имя, простите меня все, кто разбирается в искусстве, не говорило мне ровным счетом ничего! Но теперь, хотя бы по паре слов об участниках я смогу сказать в любом хоть немного рафинированном обществе.

Итак, начнем с этажа седьмого. Евгений Музалевский. Монохром с мамой за спиной. Тут я ничего не поняла. Светлый зал с хорошим освещением заполен мрачными холстами, измазанными краской? углем? грязевыми кляксами? Не знаю. Мне не очень хотелось читать подписи к холстам, поскольку, к примеру, четвертый слева называется Настя в окне. И про телефонные разговоры с мамой, которая была в колонии общего режима - тексты, половинки фотографий. Ничего в гугле не нашла что за история приключилась с его мамой? 


Что меня поразило так это мамины вышивки. Она вышивает крестиком картины сына, размером больше метра в высоту и сантиметров 40-50 в ширину. На мой взгляд выглядят вышивки человечнее картин. В светлом зале, где развешаны измазюканные холсты хотелось удавиться. Или убежать из него не оглядываясь. А юноше то лет 27 всего. И живет он не здесь, и выставляется за рубежом. И такой мрак. Не поняла. И мы спустились на следующий этаж. 

А там восьмидесяти шести летний Игорь Щелковский. С 1976 года живет во Франции. Иронический авангардист, художник, скульптор, писатель. В его работах, странных и не всегда похожих на классические картины или скульптуры, или инсталляции, нет мрака. Они могут нравится или нет, но рядом с ними радостно


И вот эти цветы, и деревянная скульптура, и настенные панно - просто цветные деревяшечки, собранные вместе в хаотичном порядке, задуманном художником. Не вызывают ни вопросов, ни раздражения - да, не картины. Вроде. И не скульптуры. Вроде. А на душе хорошо!

Нет, я не купила почитать его книжку, хотя в магазинчике при музее их продавали. Но среди его картин и скульптур хочется походить. Что-то чистое и наивное в них есть. Я даже прикидывала куда бы в моем саду я поставила его разноцветные деревяшечки. Такой авангард кажется очень простым - подумаешь, наколотил деревяшек и раскрасил. Но чем больше смотришь, тем яснее, что совсем непросто он их колотил! Короче говоря, этот этаж был прелестно светел. И вычистил темноту, которая присела на душу на монохроме верхнего этажа.

А дальше была выставка фотографий: Детективные истории из жизни музейного хранителя. Ее непросто рассматривать. Фотографии старые - конца 19 - начала 20 века, выцветшие и маленькие. И к каждой пояснения на полстены. Что изображено, где и как эти изображения соотносятся с происходящими событиями в стране, городе, селении и так далее. Сначала я разозлилась - читать тексты было непросто. А разглядывать фото еще сложнее. Но они затягивали - свидетели той жизни, которой давно уже нет. И каждую историю хотелось развернуть, насладиться подробностями, а еще поехать туда, где больше столетия назад была сделана фотография и еще раз убедиться, что это место существует

На этом фото моряки крейсера Девоншир с корабельным эрдельтерьером
которого называли корабельным дозорным.    

А потом была выставка Электроарт Николая Полисского, моего ровесника. Парковая скульптура одного из самых известных российских художников, основателя крупнейшего в Европе арт-парка «Никола-Ленивец», где «Электроарт» — это пластическая метафора современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами, которые протянуты под землей и над землей, пронизывают жилые и производственные пространства.


Трудно оценить такие парковые объекты в небольшом помещении. Небольшом относительно размеров изделий. Мои дети были прошлым летом в этом самом Николо-Ленивце. И вернулись оттуда весьма довольными увиденным. Я не стала разглядывать то, что было размещено в выставочном зале - казалось, что там тесно и нечем дышать. А может быть просто они подавляли меня своими размерами.

А после мы пошли в сказку! На выставку писателя и художника Павла Пепперштейна, где были выставлены эскизы и иллюстрации к сказке Льюиса Кэррола Алиса в Стране чудес. И не только. Но мне запомнилось только то, что касалось приключений Алисы. Внутренний протест против любых образов, кроме тех, которыми была иллюстрирована пластинка с музыкальной версией Высоцкого и балетного спектакля, поставленного в Ковент-Гардене.

Но Павел Пепперштейн меня победил! Его Белый кролик, Ореховая соня, Шахматная королева вдруг ожили на моих глазах, прямо на стенах выставочного зала. И пусть Синяя гусеница не была синей. А птица ДоДо и Чеширский кот и вовсе пришли как-будто бы из другой сказки. Но тонкий флер Кэрроловского юмора сопровождал их. Я не знаю что такое психоделический концептуализм, в котором он был мастак, да и не хочу в этом разбираться, но книжку с его картинками я бы читала своим внукам.  

Да и привезти своего пятилетнего хулигана в такой музей не страшно. Даже если он ничего не поймет в скульптурах и картинах, круглые столы с наборами деталей из которых можно построить да хоть Алису с Белым Кроликом уж точно доставят ему удовольствие, как и кафешка с соками и булочками рядом. Вот такое оно, мультимедийное арт-пространство





Комментарии