Байкал. Часть 1. Иркутск

 


Есть некая несообразность в том, что заказываешь путешествие на лето осенью прошлого года. Память прошлой жизни таких аналогов не хранит.  Единственное что у меня было такого пролонгированного действия - абонементы на концерты в зал Чайковского. Поэтому собираясь с любимой подругой в поездку на Байкал мы все время друг у друга спрашивали подзабытые подробности предстоящего путешествия. И мучались, собирая вещи в дорогу, поскольку прогнозы погоды в точках нашего маршрута отличались градусов на десять и где-то стояла жара, а на самом Байкале и дождички прохладные висели. И брать ли с собою наряды? Да нафиг они нужны? А капитанский ужин на корабле? И когда накануне отлета пришел запрос из гостиницы на подтверждение бронирования, сердце успокоилось. Действительно летим!

Наше путешествие начиналось из Иркутска и заканчивалось в Улан-Уде. 

Края далекие, гольцы высокие, 

На тропы те, где гибнут рысаки,

Без вин, без курева, житья культурного,

Зачем забрал, начальник, отпусти!

Ну, и рефреном: Славное море, священный Байкал!

По нашей круизной программе Иркутск, как экскурсионный пункт в ней не значился. Но мы, понимая, что маловероятно еще раз когда-нибудь туда попасть, решили прилететь на день раньше и не обойти вниманием город, такую важную точку роста на карте России.

Итак, вылетаем! Собственно, путешествие всегда начинается с дороги, да и является дорогой по сути, от дома до дома по извилистому маршруту. И первый пункт нашего путешествия - аэропорт Шереметьево. Мы вылетали ночью с 5 на 6 июня. А к вечеру пятого, из-за массированной атаки дронов на аэродромы нескольких российских городов, среди которых оказался Питер, в Шереметьево случился коллапс. Табло вылета было красным - отменяется, отменяется, отменяется. Но наш рейс многообещающе светился синим и мы убедили детей, которые провожали нас аэропорта, ехать домой. Народа было очень много, но никакой паники и безобразий, только масса людей, занявшая все места в залах ожидания, кафе и приступочках вдоль траволаторов. И среди объявлений о вылетах и прилетах, хвучали не очень привычные "Пассажиры задержанного рейса, пройдите к стойке регистрации для получения води и питания" - примерно так. Наше счастье состояло в том, что наш рейс простоял в очереди на вылет всего два с половиной часа. И мы нашли где приютиться, выпить кофе покурить (а это выйти на улицу и снова войти в здание), и снова найти место и присесть. Мне даже удалось немного подремать во время пятичасового перелета. Поэтому уставшие, конечно, но не смертельно, солнечным июльским днем мы оказались в точке начала нашего сибирского приключения. Интеллигентнийший таксист, везший нас в гостиницу Иркутск (туда можно было и на трамвае доехать), за 15 минут поездки успел и правительство местное поругать ,и город свой похвалить, и дать советы как добраться до 130 квартала. Посетовал, что много старых деревянных домов в центре города брошены и гниют, и что численность населения, несмотря на обилие ВУЗов, уменьшается, люди едут на Запад, имея в виду не столько заграницу, сколько Москву, Питер и многое другое. 

Гостиница Иркутск в советскую бытность была Интуристом и сохранила внутри свеженьких отремонтированных номеров тяжеловесность советской роскоши - темные ковры, кожаные кресла и прочий партком, была вполне удобной, с прекрасным видом на Ангару и кусочек Транссиба на другом берегу. Мы заселились (мы ж просили отдельные кровати! а у вас одна большая? сейчас сделаем! и две этажные горничные за три минуты превратили одну кровать в две. И зачем накануне я все подробно писала менеджеру отеля, который обещал связь круглые сутки?) и пошли искать еду. Голодные были до ужаса, с учетом удлинившейся дороги и калорийности самолетной еды. И вот в 28-ми градусную жару мы отправились по улице Свердлова в пивняк Ель и ребра, где, как нас уверили на ресепшене можно пообедать. Пообедать можно, ребрышки вкусные, облепиховый соус прелестен. Что пили? Вот, не помню, скорее всего травяной чай, усталые были очень, боялись, что развезет на жаре. Скажу сразу и про все путешествие. Единственное место, где нас невкусно кормили был ресторан при гостинице Байкал в Улан-Удэ. Причем у нас было оплаченное питание по туру, а народ, который там просто поужинал за свои деньги, говорили, что это небо и земля и по вкусу и по подаче. Вот такая вот парадоксальная штука.


Пока я стояла возле дома и позировала фотографу, люди за этим прелестным окошком разговаривали матом, что сразу сбило мое лирическое настроение и вернуло к реальной жизни. К слову сказать, на всем протяжении нашего путешествия я услышала мат еще раз в Улан-Удэ, где встреченные на прогулке по улан-удэнскому Арбату местные Ромео и Джульетта, красивые и юные, говорили исключительно на этом жаргоне. Вот такие общероссийские кошмарики. Мы вернулись к Ангаре и пошли гулять вдоль набережной Ангары по бульвару Гагарина.

 Набережная  которая  сделана в глухие советские времена из честного монолитного бетона, весомо и фундаментально. А бульвар зеленел деревьями, манил уютными уголками  и скамеечками на спинках которых были вырезаны поэтические строчки и добрые слова от жителей Иркутска, хвалился арочкой с надписью Место встречи, памятниками Ю.А. Гагарину и императору Александру III. Дело было к вечеру, но солнце палило со всей яростью, характерной для континентального климата, по реке гулял хороший ветерок и кожа наша ответила на такое гулянье ярким вечерним свечением. Мы догуляли до Глазковского моста и вернулись в гостиницу пить чай с плюшками.  С самого прилета, когда нам пришлось выяснять где такси-трансфер, который мы заказали при бронировании гостиницы, мы натыкались на неспешность окружающего мира. Наверное, всем москвичам приходиться приспосабливаться к тому, что люди кругом живут в спокойном ритме! Нет, не замедленном, а спокойном. В первый трудный после перелета вечер, обедая в пивняке, попивая вкуснейший кофе в Куки, где мы набрали на вечер десертов, мы общались с молодняком - официанты, горничные,  бариста были возраста моей старшей внучки плюс-минус пару лет. Доброжелательные , открытые, любящие город. Совершенно безвозмездно делились с нами советами как куда пройти и что посмотреть. От них мы услышали, что улица Ленина это официоз, а Карла Маркса - шопинг, что у Иркутска, несмотря на множества Но, европейское лицо и богатейшая история, что город хорошеет и привлекает все больше туристов, и что герб Иркутска - история достойная пера большого писателя. Эти дети 21 века обладали внутренней свободой, которая и не снилась нашему поколению, были современно одеты, неравнодушны и старались удовлетворить любопытство неугомонных бабушек. Таньке еще хватило сил полюбоваться закатом. Спали мы первую ночь, как убитые!


И во второй день, после стандартного континентального завтрака в гостинице, разглядев интерьер вестибюля с витражами из цветного моллированного стекла и картинами на бересте, отправились шляться по городу в сторону 130 квартала. По дороге - по улице Ленина, естественно, мы шли мимо величественных каменных зданий, прямо как на Невском в Питере - банки, поликлиники, кафе и прочие серьезные заведения, мимо парка со скульптурами во дворе красивейшего здания городской поликлиники. Оно реставрируется, слава богу,! И Ильич (памятник, понятное дело) строго за этим следит! Красивейшие православные храмы остались вне нашего пристального внимания на ул. Разина, эх, необъятного не объять! И вдруг оказалось, что вот он, 130 квартал! Он был задуман, как историческая экспозиция из старых, отреставрированных деревянных домов, которые еще можно сохранить, в которых размещались бы кафе-рестораны, лавки с товарами и прочие атрибуты прогулочной зоны в интерьере домов 19 века. Как обычно, что-то пошло не так, и дома запестрели вывесками на иностранных языках и названиями всяких не отечественных брендов. Увидав такую эклектику, мы поняли, что настало время шопинга! И использовали его с замечательным успехом и удовлетворением - эх, как же скучаю я по таким совместным походам по магазинам с подругами! И, с чувством глубокого удовлетворения, отправились обедать в рыбный ресторан с интригующим названием Wedka концептуальная кухня.

Как же нам там было вкусно! Холодное пиво, окрошка с камчатским крабом, уха из местной рыбы (со стопочкой водочки, которую, по желанию, можно вылить в уху, а можно выпить) горячий салат из баклажан! не помню что еще, но все отменного качества. А рядом с этим рыбным кафе оказались Новозеландские пироги, которыми мы закупились на ужин! Ох, пишу и слюнки текут. После такого обжорства и с полными сумками стало не до гулек и мы заскочили на короткую сиесту домой
Ну, и в завершение дня мы отправились в новодельную часть города, т.е. она тоже относится к историческому центру, но ее очень классно обновили к недавнему 350-летию Иркутска. Тут тебе и банки, и музеи, и институты и правительственные здания, обрамленные парками-скверами -фонтанами -памятниками. Очень забавно, когда улица Дзержинского, к примеру, пересекается с улицей Сперанского. Где памятники казакам, ученым, партийным деятелям и представителям народов, населяющих эти места до прихода русских казаков, стоят недалеко друг от друга. Ну и конечно есть место памяти - вечный огонь. И еще Богоявленская церковь и Московские ворота у въезда в город по водному пути. Ведь Иркутск по воде связан и с Севером и с Дальним Востоком и с Китаем, к примеру. Арка была установлена в честь приезда Александра III, и в ней располагался пункт приема товаров, досмотра и проведения прочих необходимых процедур для приема или перевоза товара через территорию города. Таможня, типа
И здесь на набережной сбылась мечта моей подруги выпить чашечку кофе в кафе на берегу Ангары.


Ну, и на закуску сказка.
В давние времена, когда земли на которых стоит город Иркутск жили разные народы, среди которых были предки монгол, буряты, эвенки и тофалары и даже якуты. Именно от них в русский язык вошло название тигров, живущих в Приамурье и вблизи Байкала, бабр, от якутского баабыр - амурский тигр. Когда во времена Екатерины второй состоялось утверждение гербов присоединенных к России городов, то герб Иркутска, важнейшего места, через которое шла торговля с Китаем и Дальним Востоком, выглядел примерно так

И не спрашивайте меня ест ли тигр байкальского черного соболя. Это символы - тигр силы, а соболь денег, ибо собольи шкурки ценились очень высоко и были важной составляющей для казны государства российского. Однако, примерно через семьдесят лет, При Александре II, при очередной ревизии или новом присоединении к России городов Сибири, писарь, который почему-то решил, что нет в русском языке слова бабр, лихо переписал его на бобра и в таком виде описание герба было подписано императором. Геральдисты, составляющие рисунок герба, удивились, конечно, но волну гнать не стали. Единственно что они знали точно, что бобры соболей не едят! И нарисовали примерно такой герб города Иркутска, где на задних лапах тигра нарисованы перепонки, хвост по виду приближен и бобровому, а полоски и рыжий цвет просто исчезли.
Но на официальном гербе города, с конца 19 века до 1997, зверя подкорректировали еще раз, развернули и получили вот такую картинку.

В 1997 году справедливость восторжествовала! Бобра успешно похоронили, зверю вернули имя Бабр, но поскольку более чем за 100 лет иркутяне к нему привыкли, то тигра на герб возвращать не стали, поскольку каждый житель Иркутска и его окрестностей никому своего бабра не отдаст! Вот еще, тигров каких-то выдумали, которых последнее столетие никто и в глаза не видал. Примерно так выглядит фигурка Бабра, возле которой все с удовольствием фотографируются, и стоит она правильно -  у входа в 130 квартал. Каков Бабр, таков и квартал - все логично!








Комментарии

  1. Начало обнаруживает! Писатель в форме!

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово, продолжайте 👍

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий