Чистый Пушкин
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
Ни слова не выкинуть - так оно и есть. Сухая, практически безветренная, прозрачная осень поселилась в Подмосковье и ближних окрестностях. И немножко настраивает на ленивый лад, привычного к осенним заботам садовода, и расслабляет, сбивая график пересадок, перекопок, подкормок и опрыскиваний. И золото берез еще только начинает устилать газон. И красные ягоды калины, рябины и боярышника укрыты зеленой листвой. И даже вылезшие в начале сентября опята проскочили стрелой за неделю и увяли от жары - не осень, а почти лето!
Но, нет, конечно. И мелкие комары с мошками, и летающая паутина, и неистовая прозрачность воздуха и холодные вечера - такие метки говорят не расслабляйся! Не лето вовсе! Но верить этому не хочется, совсем. И только световой день, укоротившийся до семи часов вечера неумолимо свидетельствует о неизменности миропорядка. А жаль!
Но именно такая золотая пушкинская погода (вспомните эпитеты нашего великого про всевозможное очей очарованье) вдруг вдохновила наш дачный дамский кружок на подвиг. Бросить грядки и ломануться в даль светлую, именуемую город Боровск Калужской области. А чего тут ехать то? До Зои (памятник Зое Космодемьянской) по Минке, потом налево до Редькино, после него направо, а там выбирай через какую из достопримечательностей въезжать в этот удивительный русский городок на семи холмах. Всего то на час делов, и гуляй себе душа по славному городу, который ведет свою историю с четырнадцатого века, а в двадцать первом удостоился таки статуса "историческое поселение России", что, хотелось бы надеяться, должно уберечь его от варварской современной застройки.
Мы катили по строящемуся Минскому шоссе, и мысли о том сколько будет стоить проезд по нему когда строительство платной трассы, закончится, растворялись под воздействием осенней красоты, невзирая на стоящую и работающую технику, крутоватые разъезды и множество сопутствующих фур, каждая из которых прям вот сейчас тебя и зацепит! Когда свернули на дорогу в Калужскую область вдоль нее то тут , то там кучковались припаркованные легковушки, хозяева которых точно -точно собирали грибы! А мы преспокойненько катили мимо них, не испытывая даже мимолетного желания полюбопытствовать что растет. Нет, нам сегодня иную пищу подавай! Духовную!
Наш гид и водитель в одном лице знает эту дорогу наизусть, поскольку ездит по ней регулярно в мамину деревню в калужской области. И ей не терпелось доставить нас в те места красоты и силы, которыми богат этот уютный городок. И мы постепенно заразились ее нетерпением - ведь залезь в историю практически любого российского городка... А там! Там окажется, что люди селились и жили в тех местах испокон веков. И храмы строили, и с татарами - поляками воевали. И войнами двадцатого века не обделены были. И далеко не все предками оставленной сохранили. Но радует, что в отличие от полной разрухи начала двадцать первого столетия, сейчас малость оправились, подремонтировали то, что не совсем развалилось и эта самая новоявленная красота просто неотразима!
Город стоит на реке Протва и основан на поселениях Петрова гора - левый берег и Косой овраг - на правом. И сейчас, вид на город со смотровых площадок из исторического центра и возле деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, которые расположены на разных берегах реки, радует глаз. И речка изгибается во все стороны, и маковки храмов выстроились вдоль нее с обеих сторон, и домики невысокие раскиданы кругом и утопают в зелени. И ни одно стеклобетонное дофигаэтажное современное строение не рвет картинку! Прям покой и воля!
Но это я забегаю вперед. А въехали мы в него, следуя исторической правде о городе, через Свято Пафнутьев Боровский мужской монастырь, основанный внуком татарина Парфением, который родился в начале пятнадцатого века, затем принял постриг, стал Пафнутием, много чего в жизни повидал и к тридцати годам занялся строительством монастыря, в котором жил, был наставником, учителем и изображен на фреске у нынешнего реставрированного храма. Место для монастыря выбрано на холме там , где речка Истерьма впадает в Протву.
Сейчас монастырская территория выглядит весьма достойно, а о том сколько он терпел, до того как его стали восстанавливать говорят потемневшие от времени фрески, которыми расписаны все стены Рождественского собора. Их писали и восстанавливали неоднократно, начиная с Дионисия в 15 веке, а затем его учениками в 16, поскольку собор перестраивали неоднократно. И враги раскатывали по камешку, и пожары не щадили его за многовековую историю. Сейчас он чист, хорош и просторен. А когда главный храм Рождества Богородицы доведут до ума будет роскошен. И не давит величием своим, а радует и настраивает на благочинный лад.За воротами монастыря на обычном столике разложены знаменитые глиняные боровские свистульки и продает их потомственный мастер Влас Бойко
Он не только глиняных дел мастер, но и сказочник. Между делом рассказал, почему у их игрушки такие странные прототипы - дракон и олень. Где драконы и олени в Калужской области проживали хоть когда-нибудь? И оказалось, что во всем виноваты старославянские предки, жившие в этих местах очень давно и их боги - летающий конь, который солнышко да луну в колеснице по небу возил, и олень, ветвистые рога которого символизируют древо жизни. Поскольку конь летал по небу приделали ему крылья, а постепенно и малость одраконили - типа панциря сверху приделали, не иначе как чтобы обезопасить от огненных стрел. Ну, а олень, он и в Африке олень - рога на свистульках знатные, ветвистые, взрослому мужику такую свистульку не подаришь. И захотелось к этому мастеру на мастер-класс! Но это как-нибудь потом. А сейчас купила глиняный магнитик с контуром храма и поехали дальше!В месте слияния речушки Истерьмы с Протвой строят зону летнего отдыха для катания на лодках, водяных велосипедах и прочих сапах. Лужайка покошена, какие-то сооружения возводятся и, надеюсь, что и купаться там будет где. Протва не слишком широка и не думаю, что глубока, даже после нынешнего сезона дождей, а жить у реки и не поплавать обидно!
Впрочем, предаваться размышлениям по поводу купания когда едешь впервые по не знакомым местам долго не получится. Картинка меняется по мере продвижения по улочкам города, и глаз все время за что-то цепляется, несмотря на малоэтажность и отсутствие ярких представителей деревянного зодчества. Есть что-то невероятно приятное глазу в старых обновленных деревянных домиках, с ухоженными палисадами и новыми не высокими! заборами. И вновь отстроенных домах - как-то язык не поворачивается называть их коттеджами - выстроенных на месте старых. И деревьях, высовывающих кроны с участков за заборами (оказывается, можно жить и за низенькими, и не железными!). И всего-то двухрядному полотну дороги, взбирающейся на один из городских холмов. Наш экскурсовод везла нас не в исторический центр, а к деревянному храмы Покрова Пресвятой Богородицы, который утопает ухоженном саду, охраняет небольшое кладбище, через которое можно пройти на деревянную смотровую площадку на Высоком берегу Протвы
История этой церкви полна белых пятен. Нет точной даты ее возникновения. Она принадлежала мужскому монастырю и Пафнутий, до основания им Свято-Пафнутьева монастыря, успел побывать в нем игуменом. В разные годы она утрачивала части деревянных строений, в советское время была закрыта и обречена на исчезновение. Однако ж стоит, в девяностые годы стала действующей и даже восстановлена, не знаю, правда, в какой версии. Напротив нее через улицу выстроен современный комплекс - школа, мастерские, магазин. А внутри, в очень скромном интерьере стоят старые иконы. И притягивают глаз не из-за красоты окладов или необычности ликов на них ( я не мастер по оценке старинного иконного письма), а просто даже не знаю почему. К ним хочется подойти и поговорить - сколько ж им пришлось повидать на своем веку!Почти все сопровождаются стихами, дополняющими содержание. И дело не в качестве самих фресок или, тем более стихов, вот вам сопроводиловка к Окуджаве (он не на Советской улице нарисован), к примеру:
"Кто там, батюшки, на бричке Мчится, как сама судьба?
Хорошо я летом лично Заполняла погреба!"
И дальше, продолжение под рубрикой Погреба Духовности:
"Поэты не уходят - оседают. В крови живущих, в воздухе державы
Обогащать - их миссия святая. А как бы мы могли без Окуджавы?"
На мой взгляд они населили город теми, кто его создавал, жил, работал - неважно в какие времена - типа, Смотрителями. Или присматривающими? Или построили вневременной мост, по которому жившие в разные века забегают в нашу современность? Не знаю. Для меня главное, что они как-то естественно уживаются с разновременными строениями и ничего не портят! Жаль, если пропадут - никто за этим художественным наследием не следит
И последней точной нашего экскурсионного маршрута стала церковь Архангела Михаила в Красном. У моих подружек с ним была связана чудная история, о том, как катаясь по Боровским окрестностям они подъехали к этой красоте. Все закрыто и людей вокруг никого. И вдруг из храма вышел батюшка, который узнал, что они приехали специально посмотреть эту церковь, и открыл им двери и сам все показал. Нам такого счастья не выпало, утренняя служба закончилась давно, вечерней в этот день не было и следующая только в выходные. Сам храм обновлен и однозначно хорош, а территория вокруг еще благоустраивается. И есть возле него плиты с именами служителей возле него похороненных в прошлом веке.Собственно, этим наша экскурсионная программа и завершилась. А при чем тут Пушкин? - спросите вы. А при том, что помните его "Роман в письмах" и ответ героя товарищу, который удивлялся отъезду этого самого героя в деревню? Там он отвечает, что Москва - девичья, Петербург - гостиная, а истинное место для жизни у человека - деревня.
Кто я такая, чтобы спорить с классиком? Мысль о том, чтобы уехать из Москвы и жить в таком городке, как Боровск - главный итог нашего осеннего вояжа. Ну, если не считать саженца еще одной гортензии, прихваченной в оказавшемся по пути садовом центре. Но тут уж точно Александр Сергеевич ни при чем!
Комментарии
Отправить комментарий